You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

«Скат». 3D-модель

Подводные лодки типа «Касатка»

Успешные испытания первой российской боевой подводной лодки «Дельфин» подтвердили, что направление в проектировании данных судов, выбранное комиссией под руководством корабельного инженера И.Г.Бубнова, является правильным. Заручившись «пожеланием успеха в дальнейших постройках», которое было высказано российским императором Николаем II во время осмотра подводной лодки «Дельфин», Иван Григорьевич 13 августа 1903 года  подал рапорт на имя вице-адмирала Ф.К.Авелана, управляющего Морским министерством, за разрешением начать разработку чертежей подводной лодки большего водоизмещения, имеющей более мощное торпедное вооружение и скорость в надводном положении 14 узлов. Получив соответствующее разрешение 1 сентября 1903 года, ГУКиС спустя два дня выделил для проектирования 3000 рублей; но за неимением кредита вопрос о выдаче наряда пока не поднимали.

При составлении проекта подводной лодки И.Г.Бубнов и капитан  ранга II М.Н.Беклемишев  исходили из следующих положений:

- глубина погружения – 100 метров;

- скорость надводного хода при дальности 750 миль 9 узлов и 12 узлов при дальности 250 миль;
  - для подводного хода 5-5,5 узлов для дальности 50 миль и 7 узлов для 25 миль;

- время погружения менее 5 минут;

- расчетный запас воздуха 12 часов;

- «точность плавания» во время подводного хода «с колебаниями в вертикальной плоскости» менее 0,6 метра.

23 октября 1903 года чертежи судна, «Объяснительная записка к подводному миноносцу № 140», расчеты остойчивости и нагрузки, спецификация корпуса поступили на рассмотрение Н.Е.Кутейникова, главного инспектора кораблестроения, который передал их для детального изучения в МТК. Вице-адмирал Ф.В.Дубасов, председатель МТК, ознакомившись с документацией, очень лестно отозвался о проекте и отметил, что проект такой подводной лодки является «значительным шаг вперед в области увеличения скорости, повышения мореходных качеств и усиления минного вооружения…». МТК 20 декабря 1903 год рассмотрел проект и тоже дал положительный отзыв.

По результатам исследований в Опытовом бассейне, проводившихся летом 1903 года, подводной части подводной лодки решили придать обводы, которые по форме близки надводному кораблю. Также предусматривалась установка двух 400-сильных бензиновых двигателей. Дальнейшие изменения касались, главным образом, развития надводной части  для придания подводной лодке лучших мореходных качеств, при этом значительную часть надстройки предполагали сделать водопроницаемой, что способствовало бы сокращению времени погружения. Авторы проекта, приблизив корпус подводной лодки к обводам миноносца, снабдили ее тараном, хотя уже в то время нанесение таранного удара признавалось маловероятным.

Основным вооружением подводной лодки считались мины (торпеды) Уайтхеда, количество которых доводилось до четырех, располагавшихся в наружных (в надстройке) торпедных аппаратах системы С.К.Джевецкого.

И.Г.Бубнов и М.Н.Беклемишев  стараясь избавиться от передаточных муфт, предложили сделать подводную лодку трехвальной, что позволяло достичь «самостоятельности всех двигателей»; бортовые валы должны были соединяться с бензиновыми двигателями для надводного хода, а средний вал с электрическим двигателем для подводного хода. Предполагалось, что аккумуляторные батареи будут заряжаться при помощи отдельного бензинового двигателя мощностью около 40-50 л.с. и динамо-машины -  это давало возможность заряжать аккумуляторы во время плавания и увеличить дальность надводного хода под электродвигателем, независимо от главных двигателей.

Аккумуляторные батареи и электродвигатель выбрали такого же типа, что и для подводной лодки «Дельфин». Проектированием бензинового двигателей занялся Балтийский завод, который поставил целью добиться мощности не менее 400 л.с. для каждого. Воздушный насос с электродвигателем, трюмная и центробежная помпы, вентиляторы и дельные вещи должны были быть такими же, как и на подводной лодки «Дельфин».

Для улучшения обзора количество перископов было увеличено до двух, с размещением их в средней и носовой прочных рубках, причем перископ, находившийся в средней рубке, снабдили дальномером для определения расстояния во время атак. При конструировании корпус использовался тот же принцип, что и для подводной лодки «Дельфин»: среднюю часть на протяжении около 2/3 длины обшивали деревом (лиственница, два слоя), проконопачивали, красили и покрывали оцинкованным железом. Обшивка и стальной набор были рассчитаны на давление 10 атмосфер, что соответствовало глубине 100 метров. Изменения конструкции набора коснулись перенесения продольных угольников наружу корпуса, а Z-образных шпангоутов – внутрь. 

В системе погружения/всплытия предусматривалось использование двух концевых цистерн главного балласта – носовая (емкостью 8.6 тонн), называвшаяся «черной» и кормовая (емкостью 6 тонн) – «красная». Предполагалось, что они будут размещаться вне прочного корпуса и будут снабжены кингстонами, к которым позднее добавились еще и бортовые клинкеты. Во время погружения вода в цистерны подавалась помпами (одна на каждую цистерну) с односторонним вращением. Благодаря специальным манипуляторам помпы могли откачивать воду; кроме этого, обе цистерны в случае необходимости могли продуваться сжатым воздухом.

20 декабря1903 года готовый проект был одобрен Морским Техническим Комитетом, и 2 января 1904 года Балтийскому заводу был отдан заказ на строительство по предоставленному проекту головной подводной лодки «Касатка». 24 февраля 1904 года были дозаказаны ещё четыре подводные  лодки. 26 марта 1904 года была заказана последняя, шестая подводная лодка, которая строилась на добровольные пожертвования, бо́льшая часть которых поступила из дворянского рода, и была названа в честь Бориса Шереметева, сподвижника Петра Первого.

Подводные лодки принимали активное участие в Русско-японской войне, неся дозорную и позиционную службы на подходах к заливу Петра Великого, в Первой мировой войне, в Гражданской войне. Активно использовались для патрулирования и в качестве учебных. Уцелевшие после Первой мировой и Гражданской войн, подводные лодки тип «Касатка» были сданы на слом в середине 20-х годов.

Тактико–технические данные ПЛ «Скат»

Водоизмещение: надводное/подводное, - 140-142/177 тонн.

Главные размерения: длина – 33.4 метра,  ширина – 3.39 метра, осадка  - 2.8 метра.

Силовая установка: один дизель (после 1911 года) 120 л.с.; два бензиновых двигателя «Панар» по 60 л.с., два электромотора по 100 л.с.

Скорость хода: полная надводная/полная подводная – 14/8.5 узлов; экономическая надводная/экономическая подводная – 8.5/5.5 узлов.

Дальность плавания (при скорости хода в узлах): надводная – 300 (14), 1200 (7)/25 (8.5), 70 (5) миль.

Глубина погружения: рабочая/предельная - 50/100 метров.

Вооружение: одно 47-мм орудие «Скат» установлено в начале Первой мировой войны), четыре 457-мм бортовых рамочных торпедных аппарата системы Джевецкого.

Команда: 25 подводников. 

Подводная лодка «Скат»

Подводная лодка тип «Касатка» в марте 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного - механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец.

31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня 1904 года подводная лодка зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 21 августа 1904 года «Скат»  спущена на воду. 6 октября 1904 года, несмотря на то, что штатные аккумуляторы были уже отправлены во Владивосток, на подводной лодке начались испытания с выполнением пробного погружения.  27 октября 1904 года подводная лодка была погружена на транспорты и 2 ноября отправлена по железной дороге во Владивосток. 13 декабря 1904 года  эшелон прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации подводная лодка была поднята на берег.

1 января 1905 года «Скат» была зачислена во вновь сформированный Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд. 29 марта 1905 года на подводной лодке были  закончены монтажные работы. В марте 1905 года «Скат» спущена на воду, вошла в кампанию. 3 апреля 1905 года подводная лодка  совершила первый выход в море с учебными целями.  13 июня 1905 года на подводной лодке были начаты упражнения по торпедной стрельбе, в результате чего выпущено десять торпед, из них шесть удачно, три торпеды пошли по дуге, а одна - затонула.

С октября 1905 года по февраль 1906 года «Скат» провела зимовку в порту Владивостока. 6 марта 1906 года высочайшим Указом переведена в разряд подводных лодок. В 1906 году на Механическом заводе во Владивостоке был выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя прочная рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе.

С октября 1906 года  по февраль 1907 года, с 1907 по 1908 гг., с 1908 по 1909 гг. и с 1909 по 1910 гг. «Скат» находилась на зимовке в порту Владивостока в плавучем ДОКе.   Подобие «Shnorxel»  было изобретено командиром подводной лодки «Скат» Н.Гудимом и заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Б.Сальяром в 1910 году. Одно из первых устройств изготовили в мастерской «Ксении» и установили на «Скате», испытав его в том же году 19 октября.

Документ ЦГАВМФ, свидетельствующий о бесспорном приоритете России в важнейшем деле:

14 января 1915 года. Секретно. Флаг-капитану оперативной части штаба командующего Черноморским флотом.

Рассмотрев чертежи устройства труб вентиляторной и отработанных газов для лодок типа «Касатка» Сибирской флотилии, составленные инженером-механиком 2-го дивизиона старшим лейтенантом Сальяром, нахожу, что устройство это вполне обеспечивает плавание лодки в позиционном и погруженном положении под дизель-мотором. Поэтому прошу разрешения немедленно приступить к изготовлению этого устройства средствами мастерских транспорта «Кронштадту, после чего установить это устройство на лодках «Налим» и «Скат»... Что же касается лодок строящихся типа «Кит» и «Нерпа», то для них... чертежи упомянутого устройства должны быть выработаны Главным управлением кораблестроения. По имеемым сведениям чертежи также еще не выработаны, так как встретились некоторые технические затруднения. Ныне в проекте старшего лейтенанта Сальяра все затруднения разрешены благополучно, почему прошу распоряжения о выработке Главным управлением чертежей на основе идеи старшего лейтенанта Сальяра и о заказе на изготовление устройства.  

Флаг – офицер»

С 1911 года по 1912 год«Скат» провела зимовку в порту Владивостока. С 1912 года по 1913 год  в ходе зимовки на Механическом заводе во Владивостоке был выполнен капитальный ремонт. С 1913 года по 1914 год - зимовка в порту Владивостока.

С 1914 года по 1915 год подводная лодка «Скат»  была подготовлена к транспортировке и доставлена в Севастополь по железной дороге. В январе 1915 года подводная лодка переведена в состав Черноморского флота,  вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях на Черном море: несла дозорную службу у берегов Крыма, для усиления вооружения на подводной лодке  было установлено 47-мм орудие.

15 – 27 января 1916 года совершила плавание из Одессы по Черному морю до Очаковского гирла Дуная, по Дунаю со стоянками в Вилково, Килии, Измаиле до Рени и обратно. Подводная лодка шла на буксире разных судов - от канонерских лодок до речного катера, иногда помогая им своей машиной. Целью похода было определить боевые возможности подводной лодки при плавании в реке. Определены как неудовлетворительные - сильное течение, малые глубины, узкий фарватер.

24 – 27 июня 1916 года вышла на позицию у Восточного Анатолийского побережья в районе Гиресуна. Уничтожила артиллерийским огнем барк и пять фелюг.   

16 декабря 1917 года подводная лодка зачислена в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года «Скат» выведена из действующего состава, законсервирована и сдана Севастопольскому военному порту на хранение. 1 мая 1918 года после вступления германских частей в Севастополь подводная лодка перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования.  24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, «Скат» перешла под контроль союзного англо - французкого командования. 16 апреля 1918 года в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата подводной лодки частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования «Скат» была выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими двенадцатью подводными лодками поставлена на бочку.

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования вместе с подводными лодками «Орлан», «Гагара», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим», «Скат» была выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. 

В 2008 году проводя серию технических погружений на Севастопольском рейде, дайверы А.Быков и А.Спиридонов обнаружили несколько подводных лодок, лежащих на грунте.

Историческая справка

(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)

 

1904 год март 

Заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге как миноносец

1904 год 31 мая

Получила наименование «Скат»

1904 год 5 июня 

Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии

1904 год 21 августа 

Спущена на воду

1904 год октябрь

С 6.10 начались занятия (на ПЛ без аккумуляторов, которые были отправлены уже во Владивосток). Пробное погружение

1904 год 26 - 27 октября

Погружена на транспорты

1904 год 1 - 2 ноября 

Отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток

1904 год 12 - 13 декабря

Прибытие во Владивосток

1905 год 1 января 

Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров

1905 год 29 марта 

Окончательно собрана

1905 год 9 мая

Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта

1905 год

Участвовала в Русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого

1905 год 3 апреля 

Введена в стой. Первый выход в море с целями учебно-боевой подготовки

1905 год 4 июня 

Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края

1905 год 11 июня

Подчинена Сибирскому флотскому экипажу

1905 год 13 июня 

Начало торпедной подготовки. За все время подготовки было выпущено 10 торпед (6-удачно, 3-пошли по кривой, 1-зарылась)

1905 год - 1906 год зима

Зимовка во Владивостоке

1906 год 6  марта

Отнесена к классу подводных лодок

1906 год 

Модернизирована на Механическом заводе во Владивостоке (установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная Балтийским заводом)

1906 год 16 октября 

Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта

1906 год - 1907 год зима

Зимовка во Владивостоке

1907 год весна 

Перешла в бухту Разбойник

1907 год 8 декабря 

Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта

1907 год - 1908 год зима

Зимовка во Владивостоке

1908 год весна

Перешла в бухту Разбойник

1908 год 1 апреля 

Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана

1908 год лето

Боевая подготовка в заливе Стрелок

1908 год 3 сентября 

На маневрах произвела успешную учебную атаку крейсера «Аскольд» в заливе Стрелок

1908 год - 1909 год зима

Зимовка во Владивостоке

1909 год весна 

Перешла в бухту Разбойник

1909 год лето

Боевая подготовка в заливе Стрелок

1909 год 2 декабря

Поднята на плавучий док для зимовки во Владивостоке

1909 год - 1910 год зима 

Зимовка во Владивостоке

1910 год 1 января 

Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана

1910 год весна 

Перешла в бухту Разбойник

1910 год лето 

Боевая подготовка в заливе Стрелок

1910 год 19 октября 

На сравнительных испытаниях в Амурском заливе совместно с подводной лодкой «Фельдмаршал граф Шереметьев» обеспечивала испытания устройства для работы двигателя на перископной голубине

1910 год - 1911 год зима 

Зимовка во Владивостоке

1911 год весна

Перешла в бухту Разбойник

1911 год 27 мая 

Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии

1911 год весна

Перешла в бухту Разбойник

1911 год лето

Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 24 торпеды

1911 год - 1912 год зима

Зимовка во Владивостоке в плавдоке

1912 год весна

Перешла в бухту Разбойник

1912 год лето

Боевая подготовка в заливе Стрелок

1912 год - 1913 год зима

Зимовка во Владивостоке

1913 год

Прошла модернизацию и капитальный ремонт во Владивостоке на Механическом заводе (снятие бензонасосов и установка дизелей)

1913 год весна

Перешла в бухту Разбойник

1913 год лето

Боевая подготовка в заливе Стрелок

1913 год - 1914 год зима 

Зимовка во Владивостоке

1914 год июнь

Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 1-го отделения ДнПЛ

1914 год 20 июля 

После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые торпеды и полные запасы

1914 год осень - зима 

Подготовка к транспортировке и доставка в Севастополь по железной дороге

1915 год январь 

Переведена в состав ЧФ

1915 год июнь

Вошла в состав 3-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ

1915 год - 1917 год 3 декабря 

Участвовала в Превой  мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). Была довооружена одним 47-мм орудием. Уничтожила 6 парусников

1915 год 25 - 28 июня 

Находилась на позиции у о-ва Фидониси

1915 год 12 - 15 июля

Находилась на позиции у Фиолента

1915 год 23 - 24 июля

Находилась на позиции у Ялты

1915 год 29 июля 

Находилась на позиции у Фиолента

1915 год 2 - 8 августа 

Совершила переход из Севастополя к Зунгулдаку на буксире судна обеспечения с задачей блокады порта. В районе порта действовала самостоятельно. Судов противника не встретила и вернулась в базу также на буксире

1915 год 18 - 19 августа

Находилась на позиции у Зунгулдака

1915 год 19 - 30 сентября

Находилась на позиции у Ялты

1915 год 1 - 3 октября

Находилась на позиции у Ялты

1915 год 8 - 18 октября 

Находилась на позиции у Ялты совместно с подводной лодкой «Карп»

1916 год 15 - 27 января 

Совершила плавание из Одессы по Черному морю до Очаковского гирла Дуная, по Дунаю со стоянками в Вилково, Килии, Измаиле до Рени и обратно. ПЛ шла на буксире разных судов - от канлодк до речного катера, иногда помогая им своей машиной. Целью похода было определить боевые возможности ПЛ при плавании в реке. Определены как неудовлетворительные (сильное течение, малые глубины, узкий фарватер)

1916 год 22 июня 

Вышла на позицию перед главной базой флота на буксире портового судна «Днепровец»

1916 год 23 - 24 июня

Переведена совместно с подводной лодкой «Налим» из Ризе в Трапезунд для постоянного базирования

1916 год 24 - 27 июня 

Вышла на позицию у Восточного Анатолийского побережья в районе Гиресуна. Уничтожила артогнем барк и 5 фелюг

1916 год август

В конце месяца совместно с подводной лодкой «Налим» возвращена в Севастополь. Буксировка осуществлялась попутными транспортами

1916 год осень

Входила в состав 4-го Дивизиона Бригады подводного плавания ЧФ. Базировалась на Балаклаву. Обеспечивала филиал УОПП

1917 год 26 октября

Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту

1917 год 3 декабря

Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий

1918 год февраль 

Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана Севастопольскому военному порту на хранение

1918 год 1 - 2 мая 

Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства

1918 год 24 ноября

После капитуляции Турции и Германии, и оставления Севастополя германскими частями, захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами. Перешла под контроль союзного англо-французкого командования

1918 год ноябрь 

Передана союзниками представителям Белого движения. Предназначалась к ликвидации;

1919 год 16 апреля В ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата ПЛ частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку

1919 год 26 апреля 

Без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя

2008 год 

После технических погружений дайверов на Севастопольском рейде, было обнаружено несколько подводных лодок, лежащих на грунте

Командиры ПЛ «Скат»

Тьедер Михаил Михайлович

30.11.1879-1962

Родился в княжестве Финляндском. Дворянин.

Написал книгу «На подводной лодке». Первый писатель о подводных лодках. Литературный псевдоним «М.Т.». Образование: Морской Корпус (1900).

Награды: орден Святого Станислава 3-й степени (1904), орден святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1905). Лейтенант.

Прохождение службы: командир роты Ревельского полуэкипажа (1900-1902), заведующий наблюдательным пунктом Нарген (1902-1904), первый старший офицер подводной лодки «Дельфин» (1904), командир подводной лодки «Скат» (02.07.1904-1907), в запасе (1907-1914), переведен в распоряжение начальника Дивизии подводных лодок (1917), командир спасательного судна «Волхов» (1917), в Финляндии (1922).

Похоронен в Гельсингфорсе на русском кладбище.

Награды Тьедера Михаила Михайловича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Гудим Николай Александрович

11.07.1882-1915.

Родился в Москве.

Образование: Морской Корпус (1902), Курс учебно-воздухоплавательного парка Военведа (1903), Отряд Подводного Плавания (1907).

Из потомственных дворян Орловской губернии. Сын генерала. Холост. Один из авторов ПМС-13. Первый командир подводной лодки, автор учебника «Тактика подводных лодок». Первый в мире сконструировал, построил совместно с инженер - механиком Сольяром и успешно испытал устройство РДП (Работа Дизеля Под водой) на подводной лодке «Скат» (1910), на подводной лодке «Акула» (1915). Первый разработал и выполнил успешную стрельбу тремя торпедами залпом с подводной лодки «Дракон» (1912) по одному направлению. Участник Русско-японской войны на крейсере «Россия» в крейсерстве к берегам Японии и Первой мировой войны на подводных лодках «Дракон» и «Акула».

Награды: орден Святого Станислава III степени (1905), орден Святой Анны III степени (1908), орден Святого Владимира с мечами и бантом (1915), орден Святого Станислава II степени с мечами (1915). Владел французским языком. Капитан II ранга. Погиб в декабре 1915 года на подводной лодке «Акула» в Боевом походе.

Прохождение службы: вахтенный начальник транспорта «Дунай» (1902), вахтенный начальник учебного судна «Прут» (1902), вахтенный начальник минного крейсера «Казарский» (1902), заведующий воздухоплавательной станцией в Севастополе (1903), вахтенный начальник учебного судна «Березань» (1904), вахтенный начальник броненосца «Императрица Екатерина II» (1904), вахтенный начальник крейсера «Россия» (1905-1906), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1906), командир подводной лодки «Скат» (05.05.1907- 15.06.1907 - 05.12.1910), + «Кефаль» (Врид 01.01.1907-20.10.1907) + помощник командира подводной лодки «Налим» (1907 с оставлением в занимаемых должностях), перевод на Балтийское море (1910), командир подводной лодки «Окунь» (07.03.1911-18.03.1911-22.06.1912), командир подводной лодки «Дракон» (10.06.1912-25.06.1912-19.02.1915), командир подводной лодки «Акула» (20.02.1915-12.1915).

Награды Гудима Николая Александровича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Знак ордена Святой Анны III степени

Знак ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами

Петров Сергей Николаевич

20.03.1879-1932

Родился в области Войска Донского.

Образование: Санкт-Петербургский Императорский университет, юнкером на флот (1901), по экзамену в мичмана (1903), водолазный офицер (1908).

Потомственный дворянин от земель Войска Донского. Женат. Защитник Порт – Артура, участвовал в двадцати семи боях с кораблями неприятеля на миноносцах «Бойки» и «Бдительный». В 1914 году находился в крепости Владивосток, объявленной на военном положении.

Награды: орден Святой Анны IV степени «За храбрость» (1904), орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1905), орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1905), орден Святого Станислава II степени (1911), орден Святой Анны II степени с мечами (1915). Капитан II ранга. Похоронен в Гонконге.

Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца «Бдительный» (1903-1904), вахтенный начальник миноносца «Бойки» (1904-1905), помощник командира подводной лодки «Касатка» (1905-1906), командир подводной лодки «Дельфин» (Врид 01.03.06-03.10.1906), перевод на Балтийское море  (1906), минный офицер миноносца «Гремящий (1907), вахтенный начальник посыльного судна «Алмаз» (1907), слушатель Водолазной школы (1907-1908), перевод на Сибирскую флотилию (1908), помощник командира подводной лодки «Налим» (1908-1910) + Водолаз Отряда Подводного Плавания (1908), командир подводной лодки «Скат» (Врид 08.12.1909-13.02.1910), помощник командира подводной лодки «Плотва» (1910), командир подводной лодки «Сом» (Врид 08.03.1910-02.05.1910), помощник командира подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» (1910-1911) + миноносца «Властный» (1911-1912), миноносец «Грозовой» (1912), транспорт «Ксения» (1912-1914), старший офицер вспомогательного крейсера «Орел» (1914-1915), помощник старшего офицера вспомогательного крейсера «Орел» (1915).

Награды Петрова Сергея Николаевича

Знак ордена Святой Анны IV степени «За храбрость»

Знак ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава II степени

Знак ордена Святой Анны II степени с мечами

Мантьев Борис Алексеевич

12.06.1882-1914

Родился в Новгородской губернии.

Образование: Константиновский межевой институт (1904) по экзамену из юнкеров флота в мичмана (1905), Водолаз (1906), Отряд Подводного Плавания (1909), штурманский офицер 1-го разряда (1913).

Сын статского советника. Владел математикой и физикой. Разработал технические условия для создания проектов перископов. Автор учебника по устройству перископов. На флоте был принят и хорошо себя зарекомендовал перископ с минным оптическим прицелом конструкции Мантьева.

Награды: орден Святого Станислава III степени (1910). Лейтенант. Погиб при взрыве вытраленной мины (09.09.1914).

Прохождение службы: Адъютант 19-го экипажа (1905-1906), слушатель Водолазной школы (1906), вахтенный начальник минного крейсера «Сибирский Стрелок» (1906-1907), преподаватель Водолазной школы (1907-1908), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1908-1909), командир подводной лодки «Скат» (12.03.1910-07.05.1910), командир подводной лодки «Сиг» (07.05.1910-09.10.1910), командир подводной лодки «Почтовый» (Врид 04.10.1910-11.1910), заведующий обучением по управлению подводной лодкой Учебного Отряда Подводного Плавания (1910-1911), флагманский штурман Штаба  Бригады подводных лодок балтийского моря (1911-1912), командир подводной лодки «Почтовый» (Врид03.12.1912-17.12.1912), штурман посыльного судна «Бакан» (1912-1914), транспорт №-2 (1914), партия траления мин заграждения (1914).

Награды Мантьева Бориса Алексеевича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Кукель - Краевский 1-й Сергей Андреевич

13.01.1883-1928

Родился в Санкт-Петербурге.

Образование: Морской Корпус (1902), минный офицер 2-го разряда (1905), Отряд Подводного Плавания (1908), минный офицер 1-го разряда (1910), Санкт-Петербургский политехнический институт Императора Петра Великого (1914).

Женат, две дочери и сын. Из потомственных дворян Виленской губернии.

Награды: орден Святого Станислава III степени (1907), орден Свято Анны III степени (1910), орден Святого Станислава II степени с мечами (1914), орден Святого Владимира IV степени (1916). Основоположник русской школы торпедной стрельбы с подводных лодок. Автор первых таблиц торпедной стрельбы, напечатанных в первом выпуске «Известий» по подводному плаванию» (1911). Владел английским, немецким и французским языками. Капитан I ранга. Умер до января 1929 года в СССР.

Прохождение службы: вахтенный начальник канонерской лодки «Грозящий» (1902), вахтенный начальник крейсера «Диана» (1902-1903), вахтенный начальник эсминца «Бурный» (1903), вахтенный начальник крейсера «Богатырь» (1903), вахтенный начальник броненосца «Полтава» (1903), флагманский офицер Штаба командира отряда судов Морского Корпуса (1904), слушатель Минных офицерских классов (1904-1905), минный офицер учебного судна «Николаев» (1905-1906), заведующий обучением по электротехнике в УОПП (1906-1912), командир подводной лодки «Скат» (Врид 1910), Водолаз штаба Бригады подводных лодок (1914), минный офицер 2-го Дивизиона подводных лодок (1915), Минный офицер 1-го Дивизиона подводных лодок (1915), преподаватель УОПП по электротехнике (1915), заведующий всей электротехнической частью Дивизии подводных лодок (1915-1916), второй помощник мормина Временного правительства (1917), Главначснаб Каспийского флота (1921).

Награды Кукеля-Краевского 1-го Сергея Андреевича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Знак ордена Святой Анны III степени

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами

Знак ордена Святого Владимира IV степени

Гаевский Наполеон Мариан Деонизьевич  

02.07.1877 - ?

Родился в Витебской губернии. Потомственный дворянин.

Образование: шесть классов Ковенской классической гимназии, полный курс Севастопольского Мореходного класса высшего разряда с серебряной медалью. Волонтер на флоте (1904), зауряд-прапорщик по морской части (1905), по экзамену в прапорщики по морской части (1906), по экзамену в поручики по Адмиралтейству (1907), Отряд Подводного Плавания (1907).

Римско-католического вероисповедования. Женат на крестьянке, дочь. Находился в крепости Владивосток при ее осаде неприятелем в 1904-1905 гг. и с 19.07.1914 по 29.10.1914 при объявлении ее на военном положении.

Награды: орден Святого Станислава III степени (1914). В 1921 году находился в Королевстве сербов и хорватов. Старший лейтенант.

Прохождение службы: штурман транспорта «Аргунь» (1904-1905), минный офицер транспорта «Шилка» (1905), помощник командира подводной лодки «Осетр» (1905), командир подводной лодки «Осетр» (Врид 11.01.1906-05.05.1906), «Осетр» (05.05.1906-30.12.06), помощник командира подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» (1906) + минный офицер катера «Лейтенант Боткин» (1906), подводная лодка «Налим» + подводная лодка «Осетр» (30.12.1906-21.05.1908), подводная лодка «Форель» (19.03.1907-06.01.1910), помощник командира подводной лодки «Щука» (1907), помощник командира подводной лодки «Налим» (1907), помощник командира подводной лодки «Бычок» (1907), помощник командира подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» (1907), командир подводной лодки «Сом» (Врид 21.05.1908-03.07.1908), помощник командира подводной лодки «Форель» (1910), помощник командира подводной лодки «Скат» (1910), командир подводной лодки «Скат» (Врид 14.11.1910)-22.01.1911), командир подводной лодки «Налим» (Врид 05.11.1911)-31.12.1911), помощник командира подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» (1912-1913), командир подводной лодки «Скат» (Врид 20.03.1912-05.04.1912), подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» (08.01.1913-08.03.1914) + посыльное судно №-211 (1913), вахтенный начальник подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» (1914), вахтенный начальник подводной лодки «Дельфин» (1914), вахтенный начальник подводной лодки «Скат» (1914-1915), флагманский офицер и ревизор 2-го Дивизиона подводных лодок Черного моря (1915-1917), помощник командира подводной лодки «Кашалот» (1917-1918), председатель комиссии по ликвидации имущества Бригады подводных лодок Черного моря (1919).

Награды Гаевского Наполеона Мариана Деонизьевича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Гадон Альфред Стефанович

16.01.1886-1917

Родился в Ковенской губернии. Из потомственных дворян Ковенской губернии. Римско-католического вероисповедования. Образование: Морской Корпус (1905), Отряд Подводного Плавания (1910).

Награды: орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1915), орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1916). Старший лейтенант.

Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца №-203 (1905), ревизор канонерской лодки «Манджур» (1905-1908), помощник командира подводной лодки «Плотва» (1908), командир подводной лодки «Бычок» (Вр.10.01.1909-18.04.1909), слушатель УОПП (1909-1910), командир подводной лодки «Скат» (22.01.1911-07.04.1912), перевод на Балтийское море (1912), помощник командира подводной лодки «Акула» (1912-1913), перевод в Сибирскую флотилию (1913), командир подводной лодки «Дельфин» (Вр.07.08.1913-07.12.1913), командир подводной лодки «Налим» (Вр.07.12.1913-17.04.1913-17.03.1914), старший офицер транспорта «Ксения» (1914), командир подводной лодки «Налим» (Вр.11.04.1914-01.1915) + начальник 1-го Отделения подводных лодок («Налим», «Скат», «Щука», Сом») (1914-1915), с подводной лодкой «Налим» перешел на Черное море ((1915), командир подводной лодки «Налим» (01.1915-08.07.1916), командир подводной лодки «Кашалот» (04.06.1916-07.11.1916), минер 2-го Дивизиона подводных лодок (1916), начальник 4-го Дивизиона подводных лодок (Вр.1916), командир подводной лодки «Морж» (07.11.1916-05.1917).

Награды Гадона Альфреда Стефановича

Знак ордена Святого Анны III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами

Садовский Эдуард Чеславович

27.07.1886-?

Родился в Минской губернии.

Образование: Морской Корпус (1908), Отряд Подводного Плавания (1911). Дворянин римско-католического вероисповедования. Женат, дочь.

Награды: орден Святого Станислава 3-й степени (1914), орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1915). Старший лейтенант.

Прохождение службы: вахтенный начальник учебного судна «Верный» (1908), вахтенный начальник транспорта «Бакан» (1908), вахтенный начальник транспорта «Анадырь» (1908-1909), ревизор, вахтенный начальник транспорта «Бакан» (1909-1910), помощник командира подводной лодки «Кайман» (1911-1912), перевод в Сибирскую флотилию (1912), помощник командира подводной лодки «Плотва» (1912), командир подводной лодки «Скат» (12.11.1911-17.12.1915-01.10.1916) + Врио командир подводной лодки «Щука» (08.01.1913), перевод на Черное море с подводной лодкой «Скат» (1915), командир подводной лодки «Утка» (01.11.1916-1917). В 1930-х годах в эмиграции в Польше.

Награды Садовского Эдуарда Чеславовича

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава III степени

Маслов 2-й Александр Евграфович

29.01.1889 - ?

Место рождения неизвестно.

Образование: Морской Корпус (1909), Отряд Подводного Плавания (1912), минный офицер 2-го разряда (1914), минный офицер 1-го разряда (1916).

Потомственный дворянин Симбирской губернии. Женат, дочь. Морским министром ему было разрешено ношение очков. Будучи вахтенным начальником линкора «Ростислав» в ночь с 29 на 30 мая 1909 года являлся свидетелем столкновения линкора с подводной лодкой «Камбала».

Награды: орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1915). Владел французским и немецким языками. Старший лейтенант.

Прохождение службы: вахтенный начальник линкора «Ростислав» (1909-1910), вахтенный начальник линкора «Пантелеймон» (1910), ревизор эсминца «Лейтенант Шестаков» (1910), ревизор эсминца»Капитан-лейтенант баранов» (1910-1911), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1911-1912), помощник командира подводной лодки «Белуга» (1912), помощник командира подводной лодки «Карась» (1912-1913), слушатель Минных офицерских классов (1914), минный офицер заградителя «Дунай» (1914), минный офицер эсминца «Пронзительный» (1914-1915), старший офицер подводной лодки «Морж» (1915), минный офицер Дивизиона подводных лодок Черного моря (1915), командир подводной лодки «Скат» (Врид 15.11.1915-01.01.1916), командир подводной лодки «Лосось» (Врид 1916), старший офицер подводной лодки «Тюлень» (1916-1917).

Награды Маслова 2-го Александра Евграфовича

Знак ордена Святого Станислава III степени с мечами и бантом

Лахматов Павел Яковлевич

19.12.1883-?

Родился в Херсонской губернии.

Образование: Морской Корпус (1902), минный офицер 2-го разряда (1906), минный офицер 1-го разряда (1915), Отряд Подводного Плавания (1916).

Из потомственных дворян. В разводе, сын и дочь. Участник Первой мировой войны на эсминце «Амурец» (19.07-16.08.1914) и на Бригаде подводных лодок Черного моря против Турции.

Награды: орден Святого Станислава III степени (1911), орден Святой Анны III степени (1914), мечи и бант к ордену Святой Анны III степени (1915), орден Святого Станислава II степени (1916). Владел французским и шведскими языками. Капитан II ранга.

Прохождение службы: вахтенный начальник броненосца «Чесма» (1902), вахтенный начальник линкора «Георгий Победоносец» (1902), ревизор канонерской лодки «Донец» (1902), ревизор транспорта «Буг» (1902-1903), вахтенный начальник транспорта «Псезуапе» (1903), ревизор, вахтенный начальник канонерской лодки «Уралец» (1903-1904), вахтенный начальник транспорта «Казбек» (1904), вахтенный начальник миноносца «Стремительный» (1904-1905), вахтенный начальник броненосца «Синоп» (1905), слушатель Минных офицерских классов (1905-1906), минный офицер эсминца «Зоркий» (1906-1907), в запасе флота (1907-1908), минный офицер учебного судна «Память Азова» (1908), минный офицер эсминца «Ретивый» (1908-1909), минный офицер Штаба начальника 6-го Дивизиона Балтийского моря (1910), миноносец №-9 (1909), Мин ШДнм7 БМ + 2-й ФМин ШДимин2 (1909-1910), Мин ШДнб6 (1910), миноносец «Ретивый» (1910), минный офицер крейсера «Аврора» (1910-1913), старший отделенный начальник Морского Корпуса (1913-1914), перевод на Черное море (1914), старший офицер эсминца «Пылкий» (1914-1915), минный офицер подводной лодки «Тюлень» (1915), минный офицер 1-го Дивизиона подводных лодок Черного моря (1915-1916), командир подводной лодки «Скат» (09.10.1916-16.12.1916). переведен на балтийское море (1916), постоянный член комиссии для испытаний судов военного флота. (1916-1917).

Награды Лахматова Павла Яковлевича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Знак ордена Святой Анны III степени

Мечи и бант к ордену Святой Анны III степени

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами и бантом

Андросов Яков Степанович

23.10.1877 - ?

Родился в Херсонской губернии.

Образование: Николаевский Херсонский мореходный класс, прапорщик по морской части (1905), подпоручик по Адмиралтейству по экзамену (1909), Отряд Подводного Плавания (1913)ю

Из крестьян Херсонской губернии. Штабс-капитан по Адмиралтейству.

Прохождение службы: минный офицер миноносца «Живой» (1905), помощник начальника гидрографической экспедиции Восточного океана (1909-1911), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1912), помощник командира подводной лодки «Осетр» (1912), помощник командира подводной лодки «Макрель» (1913), командир подводной лодки «Макрель» (Врид 12.09.1913-1914), вахтенный начальник подводной лодки «Сом» (1913-1915), минный офицер подводной лодки «Кит» (1915), командир подводной лодки «Кит» (Врид 14.11.1916-22.11.1916), командир подводной лодки «Скат» (16.12.1916-31.12.1916), комендант транспорта «Николай» (1920), транспорт «Крым» (1920).

Крузенштерн 2-й фон Владимир Владимирович

05.03.1988-1937

Место рождения неизвестно. Холост.

Потомственный дворянин Тифлиской губернии. Образование: 1-я гимназия, г.Варшава, Морской Корпус (1910), Отряд Подводного Плавания (1914).

Награды: орден Святой Анный 3-й степени (1915), Георгиевское оружие (1915). Капитан II ранга.

Прохождение службы: вахтенный начальник линкора «Три Святителя» (1910-1911), вахтенный начальник линкора «Георгий Победоносец» (1911-1912), помощник командира подводной лодки «Судак» (1913), старший офицер подводной лодки «Краб» (1915), старший офицер подводной лодки «Нерпа» (1915), командир подводной лодки «Утка» (вр.1916), командир подводной лодки «Скат» (1916-1917). Командир подводной лодки «Нерпа» (1917), сводная караульная рота Николаевского порта (1919). Похоронен в Тегеране.

Награды Крузенштерна 2-го фон Владимира Владимировича

Знак ордена Святой Анны III степени

Георгиевское оружие

Монастырев Нестор Александрович 

16.11.1887–1957

Место рождения неизвестно.

Образование: Московский университет (1909), юнкер флота, Морское инженерное училище (1912), по экзамену на флот мичманом (1912), Отряд Подводного Плавания (1914). Потомственный почетный гражданин Московской губернии. Женат. Участник Первой мировой войны на Черном море. Награжден Георгиевским оружием за первую в мире минную постановку с подводной лодки «Краб» (27.06.1915) минным офицером которой он был. Видный морской историк, писатель.

Награды: орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1915). Капитан 2 ранга (1920). В 1921 году находился в Бизерте. Остался жить в Тунисе в г.Табарка, где умер 13 февраля 1957 года и был похоронен. Капитан II ранга.

Прохождение службы: вахтенный начальник линкора «Евстафий» (1912-1913), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1913-1914), помощник командира транспорта «Кронштадт» (1914), вахтенный минного заградителя «Великий князь Алексей» (1914), вахтенный начальник эсминца «Жаркий» (1914-1915), минный офицер подводного минного заградителя «Краб» (1915), старший офицер пмз «Краб» (1915), командир подводной лодки «Нерпа» (1917), командир подводной лодки «Скат» (1917), минный офицер подводной лодки «Тюлень» (1919), командир подводной лодки «Утка» (06.1919-19.08.1919-11.1920), ушел в Бизерту (1920), командир подводной лодки АГ-22 (04.21-1921), командир подводной лодки «Утка» (1921-07.1922), начальник Дивизиона подводных лодок (1922-1923), редактор и издатель журнала «Морской сборник» в Бизерте, сделал 26 выпусков (1921-1924). Типография журнала размещалась на подводной лодке «Утка».

Награды Монастырева Нестора Александровича

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Георгиевское оружие

Фотоархив

Миноноски «Налим» и «Скат». Балтийский завод. 1904 год

Миноноски «Дельфин» и «Скат» (слева). Балтийский завод. 1904 год

Подводная лодка «Скат» на железнодорожной платформе перед отправкой на Дальний Восток. 1905 год

Миноноска «Скат» на дальнем Востоке. 1905 год

Подводные лодки «Скат», «Налим» и плавбаза «Ксения». Сибирская Флотилия. 1911 – 1912 гг.

Подводные лодки «Дельфин», «Налим», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметьев» у борта баржи Владивосток. 1905 год

Подводные лодки «Скат» и «Налим». Сибирская флотилия. 1911 – 1912 гг.

Подводная лодка «Скат» на рейде Севастополя. 1915 год, январь

Подводная лодка «Скат» у борта линкора «Иоанн Златоуст». Севастополь. 1915 год

Подводная лодка «Скат» у борта линейного корабля (на прочной рубке накрашен Андреевский флаг, как опознавательный знак). 1916 - 1917 гг.

Подводная лодка «Скат» у плавбазы «Днестр». Установка торпед. Севастополь. 1916 год

Подводная лодка «Скат» в море

Обед офицеров подводной лодки «Скат». Справа – командир пл лейтенант М.М.Тьедер. Слева – поручик М.И.Горазеев. 1915 год

Нижние чины подводной лодки «Скат»

Подводная лодка «Скат» на грунте

Подводная лодка «Скат» на грунте

Подводная лодка «Скат» на грунте

Скачать все фото

Тактико-технические характеристики

100 метров

глубина погружения

5 минут

время погружения

12 часов

расчетный запас воздуха

0,6 метра

точность плавания

Даты в истории:

Спуск на воду

В марте 1904 года лодка заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге как миноносец. 21 августа того же года спущена на воду. 1-2 ноября отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток.

Испытания

19 октября 1910 года на сравнительных испытаниях в Амурском заливе совместно с подводной лодкой «Фельдмаршал граф Шереметьев» обеспечивала испытания устройства для работы двигателя на перископной голубине.

Первая мировая

В июне 1915 года лодка вошла в состав 3-го Дивизиона Бригады ПЛ Черноморского Флота. До 3 декабря 1917 года участвовала в Превой мировой войне. Была довооружена одним 47-мм орудием. Уничтожила 6 парусников.

Затопление

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя. В 2008 году дайверы обнаружили место затопления лодки.

Фотогалерея

«Скат». 1904 г.
Балтийский завод
«Скат» на ж/д путях
отправка на Дальний Восток
«Скат» и «Налим»
1911-1912 гг.
«Скат» у борта линкора «Иоанн Златоуст»
Севастополь. 1915 год
Нижний чин
на лодке «Скат»
ПЛ «Скат»
на грунте
ПЛ «Скат»
на грунте