Подводные лодки типа «Барс»
Подводные лодки тип «Барс» - серия российских подводных лодок начала XX века. Всего было построено 24 подводные лодки - эта серия была самой многочисленной из всех российских проектов подводных кораблей тех лет.
«Барс» стал пятым проектом профессора и известного специалиста в строительстве подводных лодок И.Г.Бубнова. Первоначально первый вариант проекта был разработан одновременно с типом «Морж» и отличается от него бо́льшим водоизмещением, запасом топлива и мощностью двигателей. Из-за отсутствия средств постройка таких подводных лодок начата не была, и в марте 1912 года из-за отсутствия заказов И.Г.Бубнов уволился с Балтийского завода.
11 апреля того же года Морской генеральный штаб утвердил технические требования к новому проекту мореходных подводных лодок и выслал их Балтийскому заводу и новому Судостроительному акционерному обществу «Ноблесснер», которое ещё только планировало построить у Ревеля специальный завод для постройки подводных лодок. 2 августа 1912 года были рассмотрены поданные проекты. Проект Бубнова был представлен от имени «Ноблесснера» и был принят к строительству. До 1917 года планировалась постройка 18 подводных лодок: двенадцать на заводе «Ноблесснер», из них восемь для Балтики и четыре для Сибирской флотилии, и шести на Балтийском заводе, в том числе четырёх для Балтфлота и двух для отправки на Дальний Восток.
В качестве двигателей надводного хода на каждой подводной лодке должны были стоять по два дизеля завода «Л.Нобель» (ныне Русский дизель, Санкт-Петербург) мощностью по 1320 л.с., однако полный заказ был сорван, и штатные дизели получили только «Кугуар» и «Змея». Две другие подводные лодки, «Единорог» и «Угорь», довольствовались парами дизелей «Нью-Лондон» по 420 л. с., четыре подводные лодки получили по два 250-сильных дизеля Коломенского завода, снятых с канонерских лодок тип «Шквал».
В 1915 году были дозаказаны ещё шесть подводных лодок для Чёрного моря, заложенные на заводе в Николаеве. Две из них получили штатные дизели «Л.Нобель», ещё на двух стояли коломенские, по 250 л. с.
Подводные лодки тип «Барс» были однокорпусными и безотсечными. Балластные цистерны располагались в оконечностях подводной лодки. Безотсечная конструкция позволяла командиру иметь всю команду на виду и эффективнее им управлять. Однако отсутствие внутренних переборок делало подводную лодку крайне уязвимой в случае тарана или сильной течи.
Торпедные аппараты подводных лодок тип «Барс»
Схема устройства 18-дюймовой торпеды фирмы Уайтхеда образца 1912 года
(состояла на вооружении Военно-морских флотов Австро-Венгрии, России, Дании, Швеции и ряда других стран во время Великой войны)
- 1 – взрыватель
- 2 – зарядное отделение
- 3 – резервуар сжатого воздуха
- 4 – парогазовый аппарат
- 5 – поршневой двигатель
- 6 – гироскоп
- 7 – гидростатический прибор
- 8 – соосные гребные валы
Машинное отделение подводной лодки тип «Барс»
Подводная лодка была вооружена и снабжена 450-мм минами. Мины должны были вмещаться в минные аппараты подводной лодки, а сами аппараты были той же длины, как и на лодках тип «Морж». Аппараты для мин тоже были образца заказанных для лодок тип «Морж». Число аппаратов было не менее: восемь поворотных бортовых (по четыре на каждый борт), два носовых и два кормовых. Из них первые были усовершенствованными торпедными аппаратами системы Джевецкого (были сняты с эксплуатации только после Первой мировой войны). Носовые и кормовые торпедные аппараты устанавливались параллельно диаметральной плоскости.
Подводные лодки тип «Барс» для Черного моря (иногда называют подводные тип «Лебедь» или подводные лодки тип «Морж») III серии строились по дополнительной программе усиления Черноморского флота, утвержденной 24 июня 1914 года. Согласно решению Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных ограничений, подводные лодки этого типа представляли из себя, подводные лодки тип «Барс» с некоторыми изменениями в спецификации.
Срок сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 года. Вопросы, связанные с изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 года и январе 1915 года. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 года, включали отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку электрического лага, противоминных отводов на горизонтальных рулях, применение системы подводной сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на иллюминаторах и ватерклозетов «для подводного использования».
2 января 1915 года обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом 27 декабря 1914 года. Совещание отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из Центрального поста, повышения запаса плавучести на 10%, обеспечения непроницаемой боевой рубки, и установки над ней площадки на высоте около 3.6 метра над ватерлинией были отложены. Решено увеличить прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой.
Согласно спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 года, подводные лодки тип «Лебедь», в отличие от прототипа, имели электрический привод горизонтальных рулей из Центрального поста, кроме того, были выполнены изменения, согласованные 8 декабря 1914 года и 2 января 1915 года. В ходе постройки вносились отдельные изменения - установка боковых килей, «деревянных подушек для лежания на грунте», трех (вместо двух) клапанов вентиляции на концевых цистернах главного балласта, «тяжелых» подводных якорей (весом по одной тонне), более надежных помп системы Клингера производительностью 35 м3/час. Вместо двух, по проекту, установили один аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не устанавливались.
В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. По контракту от 17 марта 1915 года две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве («Гагара» и «Утка») и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей («Лебедь», «Пеликан», «Буревестник», «Орлан»).
На подводных лодках «Буревестник» и «Орлан» были установлены штатные дизеля завода «Л. Нобель» по 1320 л.с., что обеспечило на испытаниях подводной лодки «Орлан» полную надводную скорость в 14 узлов (подводная – 7.7 узла), время погружения 1 минута 30 секунд, метацентрическая высота в подводном положении 0.29 метра (по спецификации – 0.21 метра). Невыполнение требований по скорости хода, в т.ч. и под водой, объяснялось ростом сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного киля, противоминных отводов на горизонтальных рулях и др.
Артиллерийское вооружение подводных лодок: «Буревестник» и «Орлан» - 1 х 75-мм АУ и 1 пулемет; на подводных лодоках «Лебедь» и «Пеликан» -1 х 57-мм АУ и 1 пулемет. Число торпедных аппаратов системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они установлены на палубе надстройки (на подводной лодке «Лебедь» - только трубчатые торпедные аппараты).
На подводных лодках «Гагара» и «Утка» из-за отсутствия штатных дизелей установили по два дизеля мощностью по 250 л.с. производства Коломенского завода. На испытаниях подводная лодка «Гагара» достигла скорости (надводной/подводной) 9.4/8.2 узла при дальности плавания (при скорости хода в узлах) надводной - 2380 (9) и подводной 111(4.8). Время погружения 2 минуты 32 секунды.
Привода перископов - электрические. Горизонтальные рули на этих подводных лодках не имели противовесов. На подводной лодке «Утка» часть баллеров была сделана коваными, а не литыми. Артиллерийское вооружение - 2 х 76-мм АУ (угол возвышения 20°) и 1 х 37-мм зенитная пушка. Торпедное - 4 трубчатых ТА и 4 ТА системы Джевецкого (на палубе надстройки).
Создание подводных лодок тип «Морж» и «Барс» явилось выдающимся этапом в развитии российского подводного флота. Из двадцати семи подводных лодок большого по тому времени водоизмещения удалось достроить в условиях войны двадцать три. Одиннадцать из этих подводных лодок принимали активное участие в Боевых действиях, в том числе подводные лодки эффективно использовались на коммуникациях противника.
Отечественной промышленности удалось относительно успешно и почти самостоятельно решить в 1914-1917 гг. задачу производства дизелей большой мощности. Завод «Л.Нобель» изготовил до 1918 года двенадцать двигателей заданной мощности 1320 л.с., восемь из которых установили на подводных лодках. Два таких дизеля для подводной лодки «Пеликан» выполнил по чертежам завода «Л.Нобель» Харьковский паровозостроительный завод. Опоздание в начале работ над этими дизелями привело к установке на подводных лодках тип «Морж» и большинстве подводных лодок тип «Барс» сравнительно слабых двигателей надводного хода, что вызвало ухудшение Тактико-Технических Данных.
Сравнение подводных лодок И.Г.Бубнова с германскими и британскими типами подводных лодок U51 и L55, вступившими в строй в 1916-1918 гг., показывает, что подводные лодки тип «Барс» превосходили их в дальности плавания в подводном положении, но имели значительно меньший надводный район плавания. Последнее обстоятельство вполне закономерно и объясняется большими размерами германских и особенно британских подводными лодками. Подвоные лодки так называемого «русского» типа уступали иностранным и в скорости погружения (важнейшей тактический элемент) и в мощности торпедного и артиллерийского вооружения. От торпедных аппаратов Джевецкого пришлось отказаться, т.к. они не оправдали возлагавшихся на них надежды. Кроме того, в силу различных причин на подводных лодках И.Г.Бубнова не были полностью реализованы достаточно высокие задания по надводной и подводной скоростям. Крупный недостаток этих подводных лодок - отсутствие водонепроницаемых переборок.
Одна из основных причин невыгодного для подводных лодок тип «Барс» сравнения с иностранными заключалась в устаревании первоначального проекта, составленного еще в 1909-1910 гг. Пауза в реализации новых кораблестроительных программ при отсутствии хотя бы опытного строительства одной подводной лодки привели к тому, что возможность выполнения заданий на проектирование не удавалось проверить на практике. В 1911-1914 гг. типы для очередных крупных серий выбирались поспешно, недостаточно обоснованно, что в немалой степени объясняется слабыми возможностями проектной базы. Подобные обстоятельства в значительной мере способствовали своеобразной монополии И.Г.Бубнова, как правило, отказывавшегося от серьезных переделок базового проекта. Его недостатки стали очевидными лишь в первых походах подводных лодок «Нерпа» и «Барс» (1914-1915 гг.), когда строительство подводных лодок тип «Барс» заводом «Ноблесснер» только набирало темпы, а черноморские подводные лодки еще и не закладывались. Тем не менее, именно опыт проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок тип «Морж» и «Барс» послужил основой для проектирования в России более совершенных подводных лодок программы 1915 года.
27 июля 1926 года подводная лодка «Орлан» была поднята Черноморской партией ЭПРОН.
В 1993 году Балтийском море, в районе острова Готска - Сандён шведским минным тральщиком «Ландсорт» на глубине сто двадцать семь метров была обнаружена подводная лодка «Барс».
В 2009 году затонувшая подводная лодка «Единорог» была обнаружена на грунте Финского залива научно-исследовательским судном Морского музея Эстонии «Mare».
В том же 2009 году в Балтийском море, в районе острова Готска - Сандён шведскими моряками была обнаружена подводная лодка «Гепард».
Тактико–технические данные ПЛ «Гагара»
Водоизмещение: надводное/подводное – 650/785 тонн.
Главные размерения: длина – 68.0 метров, ширина – 4.5 метра, осадка - 3.9 метра.
Силовая установка: дизель-электрическая, двухвальная, 2 дизеля по 1320 л.с. («Кугуар», «Змея», «Орлан», «Буревестник»), 2 дизеля по 420 л.с. («Единорог», «Угорь»), 2 дизеля по 250 л.с., два электромотора по 450 л.с.
Скорость хода: полная надводная/полная подводная – 9.3/7.5-9.0 узлов; экономическая надводная/экономическая подводная – 5.0/4.0-5.0 узлов.
Дальность плавания: надводная/подводная – 2400-2500 (при скорости 5 узлов)/100 (при скорости 5 узлов) миль.
Глубина погружения: рабочая/предельная – 46/92 метра.
Вооружение: 1 х 7.62-мм пулемет (с 1916 года), число и калибр артиллерийских орудий (с 1916 года) - 2х76-мм и 1х1.37-мм («Гагара»), два 457-мм трубчатых носовых торпедных аппарата, два 457-мм трубчатых кормовых торпедных аппарата, четыре палубных торпедных аппарата системы Джевецкого.
Автономность: 14 суток.
Команда: 45 подводников.
Подводная лодка «Гагара» (тип «Барс» для Черного моря)
(построена отделением Балтийского завода в Николаеве)
1 – трубчатый торпедный аппарат; 2 – кормовой и носовой подводные якоря; 3 – заместительные цистерны подводных якорей; 4 – центробежная помпа; 5 – дифферентная цистерна; 6 – наружные решетчатые торпедные аппараты системы Джевецкого; 7 – главные гребные электродвигатели; 8 – главные дизели; 9 – боевая рубка; 10 – перископы; 11 – штурвал вертикальных рулей; 12 – артиллерийское орудие; 13 – масляная цистерна; 14 – заместительная цистерна; 15 – уравнительная цистерна; 16 – «отрывная» цистерна; 17 – топливная («нефтяная») цистерна; 18 – офицерские каюты; 19 – аккумуляторы; 20 – компрессор; 21 – цистерна пресной воды; 22 – носовые горизонтальные рули; 23 – кормовые горизонтальные рули; 24 – пулемет.
Теоретический чертеж подводной лодки «Гагара»
Схема общего расположения подводной лодки «Гагара»
Подводная лодка «Гагара» с торпедными аппаратами в неглубоких 50-см нишах (4 средних торпедных аппарата, на краях только места под торпедные аппараты)
Подводная лодка «Гагара»
Подводная лодка «Гагара»
Подводная лодка тип «Барс» 2 июля 1915 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. 29 августа 1915 года заложена отделением Балтийского завода в Николаеве, спущена на воду 24 сентября 1916 года. Вступила в строй 20 июня 1917 года, вошла в состав Бригады Подводного Плавания Черноморского флота с базированием на Севастополь.
Подводная лодка «Гагара» участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам.
Совершила два Боевых похода, уничтожила шесть парусников и повредила один пароход.
26 октября 1917 года перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками и под наименованием US4 включена в состав Германской флотилии подводных лодок на Черном море. На подводной лодке поднят флаг ВМС Германии. 17 и 25 мая 1918 года испытывалась вблизи Севастополя личным составом германской подводной лодки UB14.
25 мая 1918 года подводная лодка передана флоту Украины без права подъема Андреевского флага. 24 ноября 1918 года перешла под контроль англо - французских войск и передана представителям белого движения. На подводной лодке поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера.
В 1919 году подводная лодка числилась в составе Морских Сил Юга России в качестве судна резерва.
24 апреля 1919 года в числе других подводных лодок выведена буксирами на внешний рейд Севастополя, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии. 26 апреля 1919 года подводная лодка затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков.
19 сентября 2011 года подводная лодка «Гагара» обнаружена на траверзе бухты Круглой (Омега) внешнем рейде Севастополя на глубине 60 метров, возвышение более пяти метров.
В первом погружении на рэк участвовали дайверы А.Спиридонов, В.Романюк, А.Быков. Подводная лодка находится на ровном киле, нос приподнят над грунтом, большинство люков открыты и доступны к проникновению, корма замыта в грунт.
Историческая справка
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1915 год 2 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ
1915 год 29 августа
Заложена на Отделении Балтийского Завода в Николаеве
по проекту «Барс» для Черного моря;
1916 год 24 сентября
Спущена на воду
1917 год 20 июня
Вступила в строй. Вошла в состав Бригады подводного плавания Черномоского флота с базрованием на г.Севастополь
1917 год
В компанию 1917 года участвовала в Первой мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам - совершила 2 Боевых похода). Уничтожила 6 парусников и повредила 1 пароход
1917 год 26 июля - 5 августа
Находилась в Боевом походе в районе Босфора. 29.7 в районе Делекли-Шили уничтожила 2 фелюги. 30.7 у о.Кефкен уничтожила 4 шхуны
1917 год август
Потеряла якорь в районе Феодосии;
1917 год 5 - 14 октября Находилась в боевом походе в районе Босфора. 12.10 в районе м.Резве у Игнеады вынудила артогнем выброситься на берег пароход «Vatan», 516 брт), впоследствии он был восстановлен
1917 год 26 октября
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;
1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.) Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий
1918 год 22 февраля
Ночью на квартире в г.Севастополе матросами арестован вахтенный начальник ПЛ «Гагара» мичман Марков Г.Е. Той же ночью был расстрелян
1918 год 1 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Под наименованием US-4 включена в состав германской флотилии ПЛ на Черном море. На ПЛ поднят флаг ВМС Германии
1918 год 17 мая
Испытывалась вблизи Севастополя личным составом немецкой ПЛ UB-14 под командованием Б.Эллеке
1918 год 25 мая
Испытывалась вблизи Севастополя личным составом германской ПЛ UB-14 под командованием Б.Эллеке
1918 год 23 октября
Передана флоту Украины без права поднимать Андреевский флаг
1918 год 24 ноября
Перешла под контроль англо-французских интервентов. Передана союзниками представителям Белого движения. На ПЛ поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера
1919 год
Числилась в состав Морских Сил Юга России в качестве судна резерва
1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии
1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков
2011 год 19 сентября
Обнаружена на внешнем рейде Севастополя. В первом погружении на рэк участвовали Александр Спиридонов, Василий Романюк, Андрей Быков. Погружение проводилось на CCR Inspiration и Megalodon. Глубина около 60 метров, возвышение более 5 метров. Лодка находится на ровном киле, нос приподнят над грунтом, большинство люков открыты и доступны к проникновению, корма замыта в грунт
2021 год
По состоянию на начало года к подъему не планировалась.
Командиры ПЛ «Гагара»
Гофман Сергей Анатольевич
04.04.1891 – 13.06.1968
Родился в Саратове в семье тайного советника.
Из потомственных дворян. Холост. Образование: Морской Корпус (1911), Отряд Подводного Плавания (1914).
Награды: орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1915), орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1915), орден Святой Анны 4-й степени «За храбрость» (1915). В 1921 году находился в Бизерте. В 1967 году находился во Франции. Похоронен в предместье Парижа. Капитан II ранга.
Прохождение службы: вахтенный начальник посыльного судна «Казарский» (1912-1913), вахтенный начальник транспорта «Березань» (1913), слушатель УООП (1913-1914), вахтенный начальник подводной лодки «Тюлень» (1915), старший офицер подводной лодки «Морж» (1915), старший офицер подводной лодки «Утка» (1916), командир подводной лодки «Гагара» (Врид 20 июля 1916 – 14 октября 1916), командир подводной лодки «Налим» (1917).
Награды Гофмана Сергея Анатольевича
Знак ордена Святого Станислава III степени с мечами и бантом
Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом
Знак ордена Святой Анны IV степени «За храбрость»
Беляев Александр Максимович
17.08.1881 – 1950 г.
Родился в г. Анапа, Кубанской губернии. Образование: Торгово-мореходное училище, штурман дальнего плавания. Выдержал полные выпускные экзамены при Морском Корпусе на чин прапорщика по морской части (1906), на чин поручика по Адмиралтейству (1907), Отряд Подводного Плавания (1907), произведен из штабс-капитана в лейтенанты по флоту по экзамену (1911). Из мещан. Защитник Порт-Артура, артиллерист. Плен.
Награды: орден Святого Георгия IV степени (1904), орден Святого Станислава III степени (1913). Капитан II ранга. В 1921 году находился в Константинополе. Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де Буа.
Прохождение службы: Учебный Отряд Подводного Плавания (1907), помощник командира подводной лодки «Лосось» (1909-1910) + миноносец №-261 (1909-1910), помощник командира подводной лодки «Карась» (1910-1911) + миноносец №-261 (1910-1912), последовательно на время отпусков командиров подводных лодок временно командует: «Карась» (Вр.23.09.1911-30.10.1911), «Лосось» (Вр.30.10.1911-26.11.1911), «Судак» (Вр.26.11.1911-23.02.1912), помощник командира подводной лодки «Карп» (1911-1912), командир подводной лодки «Карп» (02.02.1913-11.10.1916), командир подводной лодки «Гагара» (14.10.1916-05.03.1918).
Награды Беляева Александра Максимовича
Знак ордена Святого Георгия IV степени
Знак ордена Святого Станислава III степени
Bodo Elleke (Бодо Эллеке)
Родился 26 мая 1890 – умер ?
Образование: Германская Императорская военно-морская императорская академия в Киле (1910-1911).
Прохождение службы: Seekadett (1910), Fähnrich zur See (1911), Leutnant zur See (1913), Oberleutnant zur See (1916), командир подводной лодки UB14 (16.03.1918-26.11.1918), командир подводной лодки US4 (бывшая «Гагара») (05.1918-03.1919), уволен с Военно-морской службы (1919), Kapitänleutnant (Charakter) (1919).
Награды: Железный крест II класса, Железный крест I класса.
Награды Bodo Elleke (Бодо Эллеке)
Железный крест II класса
Железный крест I класса
Фотоархив
Подводная лодка «Гагара» на стапеле перед спуском на воду. 24 сентября 1916 года
Спуск на воду подводной лодки «Гагара». 24 сентября 1916 года
Подводная лодка «Гагара» на пробном погружении
Подводная лодка «Гагара» на перископной глубине
Подводная лодка «Гагара»
Подводные лодки «Кит», US4 («Гагара») и «Тюлень». Южная бухта Севастополя. 1918 год, октябрь
Подводная лодка «Гагара» на грунте
Подводная лодка «Гагара» на грунте
Подводная лодка «Гагара» на грунте
Скачать все фото