You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

«Кашалот». 3D-модель

Подводная лодка «Кашалот»

Подводная лодка «Кашалот» (тип «Нарвал» (Holland XXXIA) была заложена в декабре 1911 года в Санкт-Петербурге на Невском заводе, затем перевезена в Николаев. 18 октября 1913 года совместно с остальными двумя однотипными лодками заложена на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, о чём на деталях киля установлена закладная доска. Начало Первой мировой войны встретила в достройке. 22 августа 1915 года спущена на воду и зачислена в состав 2-го дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота.

В октябре 1915 года в Николаеве начала сдаточные испытания по сокращённой программе.

3 ноября 1915 года «Кашалот» была переведена в Севастополь. По итогам испытаний двух предыдущих подводных лодок тип «Нарвал» было принято решение демонтировать передаточное устройство между передней и задней парами двигателей, установить на передние двигатели фрикционные муфты и, по аналогии с подводной лодкой «Кит» не использовать носовые и кормовые двигатели одновременно. В процессе испытаний также были демонтированы носовая и кормовая пары торпедных аппаратов системы Джевецкого, а оставшиеся четыре торпедных аппарата были модифицированы по схеме Джевецкого-Подгорного. На «Кашалоте» установили аппаратуру звуководводной связи и наблюдения системы Фессендена с высокочастотной машиной Вологдина.

13 мая 1916 года подводная лодка вступила в строй и принята в казну.

В 1916 - 1917 годах «Кашалот» приняла активное участие в Первой мировой войне.

Всего за время Первой мировой войны «Кашалот» потопила не менее 36 судов и парусников противника (в основном это были небольшие парусные шхуны, перевозящие уголь от месторождений Зунгулдака в Стамбул).

26 октября 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Центрофлота, находилась в Севастополе с сокращённой командой. В мае 1918 года захвачена германскими войсками, в отличие от других подводных лодок нового наименования не получила. 24 ноября «Кашалот» захвачена англо-французскими войсками, в последующие дни передана Белому движению. 24 апреля 1919 года с другими подводными лодками выведена на внешний рейд Севастополя и 26 апреля затоплена.

В 1975 году подводная лодка «Кашалот» была обнаружена на грунте на глубине семьдесят метров Аварийно-Спасательной Службой Черноморского флота при плановом поиске затопленных объектов, но не идентифицирована.

В 2006 году севастопольские аквалангисты из клуба «Альфа» обследовали подводную лодку. В 2011 году «Кашалот» окончательно идентифицирована как подводная лодка «Кашалот».

Историческая справка

(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)

 

1911 год 11 октября

Зачислена в списки кораблей ЧФ

1911 год декабрь

Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев

1913 год 18 октября

На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех подводных лодок проекта с установкой на днищевом наборе каждой подводной лодки закладных досок.

1915 год 22 августа

Спуск на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады подводных лодок ЧФ

1915 год октябрь

Начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе

1915 год 3 ноября

Подводная лодка переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка окончила испытания. Кроме доработок и переделок в машинах на подводной лодке были демонтированы носовые и кормовые торпедные аппараты Джавецкого,  средние торпедные аппараты  модифицировали до стандарта Джавецкого-Подгорного. После доработки продолжила программу испытаний

1915 год - 1916 год

Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма «Submarine Signal & Co»). В 1916 году к ним добавили высокочастотную машину Вологдина

1916 год 13 мая

Вступила в строй (дата приемки в казну)

1916 год - 1917 год

Участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 36 судов и парусников.

1916 год - 20 декабря

Совершила боевой поход

1917 год 10 - 20 января

Совершила боевой поход. 13.01 между о-вом Кефкен и рекой Сакария захватила две шхуны с углем (одна из них водоизмещением в 500 тонн) и взорвала их подрывными патронами

1917 год 15 - 24 февраля

Находилась в дозоре у Босфора. 15.02 уничтожила артогнем шхуну у мыса Дели-Ким-Шели. 16.02 уничтожила подрывными патронами 5 больших шхун с грузом угля у реки Сакария. 21.02 обстреляла береговую батарею у горы Агвех. 22.02 из надводного положеня с 8 кбт безрезультатно атаковала вооруженный ширкет «Ресанет» (230 тонн, мина прошла по носу). Смогла артиллерийским огнем повредить ширкет «Ресанет», а также ширкет «Икдам» (244 тонны), после чего оба ширкета выбросились на берег в районе устья реки Мелен-Су. В тот же день подводная лодка потопила два буксира и шхуну в том же районе и одну шхуну в районе рек Сакария. 23.02-24.02 в районе устья реки Сакария потопила две шхуны

1917 год 15 - 24 марта

Находилась в дозоре у Босфора. 17.03 у Акче-Шехира в районе реки Мелен-Су потопила подрывным патроном одну шхуну

1917 год 17 - 27 апреля

Находилась в дозоре у Босфора. 19.04 тараном уничтожила двухмачтовую шхуну у Сакарии. 21.04 вела бой с 4-х орудийной береговой батареей к западу от Сакарии. 25.04 в районе Зунгулдака потопила парусник у Эрегли и два парусника у Мелен-Агджи

1917 год

Подводная лодка  получила два 7.62-мм пулемета для борьбы с авиацией

1917 год 30 мая - 5 июня

Находилась в боевом походе 03.06 уничтожила шесть шхун в районе Амастро-Керемпе. 04.06 при попытке совершить диверсию на берегу с высадкой группы на шлюпке убит старший офицер подводной лодки Ярышкин

1917 год 2 - 13 июля

Находилась в дозоре у Босфора. 06.07 потопила парусник в районе Урлы. 08.07 уничтожила артогнем четыре турецкие шхуны с грузом угля, 10.07 уничтожила артиллерийским огнем две большие турецкие шхуны и одну малую, которые следовали в Зунгулдак за углем.  01.07 в районе входа в Босфор подводная лодка уничтожила шесть парусных шхун,  три повредела и вынудила выброситься на берег

1917 год 28 - 30 июля

При нахождении в боевом походе 28.07 уничтожила две шхуны, 29.07 - четыре шхуны, 30.07 - две шхуны

1917 год 22 - 29 августа

 Находилась в дозоре у Босфора

1917 год 26 октября

Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту

1917 год 3 декабря

Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий

1918 год 1 марта

Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенную команду

1918 год 1 - 2 мая

Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. Бортовой номер в ВМС Германии, в отличие от остальных кораблей серии, не получала

1918 год 24 ноября

Захвачена англо-французскими войсками. Перешла под их контроль

1918 год ноябрь

Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве

1919 год январь

Входила в состав Белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав на подводной лодке отсутствовал за исключением охраны

1919 год 24 апреля

В числе других подводных лодок выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополя, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии

1919 год 26 апреля 

Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков

1975 год

Обнаружена на грунте и обследована во время проведения АСС КЧФ планового поиска в районе Севастополя затопленных объектов

2006 год

Лежашая на глубине семьдесят  метров подводная лодка была обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба «Альфа» (А.Крайновым, Д.Шаповаловым и П.Павленко).

Командиры ПЛ «Кашалот»

Бачманов Петр Сергеевич

1884 - ?

Родился в Вильно. Потомственный дворянин Новгородской губернии. Женат, дочь. Один из разработчиков правил торпедной стрельбы с подводных лодок (ПМС-13). Образование: Морской Корпус (1903), минный офицер 1-го разряда (1908), Отряд Подводного Плавания (1909).

Награды: орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1916), орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1907), орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1915), орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1916). Капитан I ранга.

Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца №-221 (1903-1904), вахтенный начальник броненосца «Ослябя» (1904-1905), слушатель минных офицерских классов (1907-1908), слушатель УОПП (1909), командир подводной лодки «Карп» (09.1910-1911), заведующий обучением по управлению подводной лодкой УОПП (1911), командир подводной лодки «Почтовый» (Вр.22.11.1912-03.12.1912), командир подводной лодки «Тюлень» (1914-26.09.1915), командир подводной лодки «Кашалот» (29.05.1915-26.09.1915-04.06.1915), начальник 1-го Дивизиона подводных лодок Черного моря (1916), в распоряжении начальника Бригады подводных лодок Черного моря (1917), командир Сулинского порта на Дунае (1918), командир посыльного судна «Луккул» (1919), начальник оперативного отдела штаба командующего судами Черного и Азовского морей (1919), начальник организационно-тактической части штаба Черноморского флота (1919), флаг-капитан оперативной части Черноморского флота (1920), в эмиграции.

Награды Бачманова Петра Сергеевича

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами

Знак ордена Святой Анны II степени с мечами

Знак ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом

Гадон Альфред Стефанович

16.01.1886-1917

Родился в Ковенской губернии. Из потомственных дворян Ковенской губернии. Римско-католического вероисповедования. Образование: Морской Корпус (1905), Отряд Подводного Плавания (1910).

Награды: орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1915), орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1916). Старший лейтенант.

Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца №-203 (1905), ревизор канонерской лодки «Манджур» (1905-1908), помощник командира подводной лодки «Плотва» (1908), командир подводной лодки «Бычок» (Вр.10.01.1909-18.04.1909), слушатель УОПП (1909-1910), командир подводной лодки «Скат» (22.01.1911-07.04.1912), перевод на Балтийское море (1912), помощник командира подводной лодки «Акула» (1912-1913), перевод в Сибирскую флотилию (1913), командир подводной лодки «Дельфин» (Вр.07.08.1913-07.12.1913), командир подводной лодки «Налим» (Вр.07.12.1913-17.04.1913-17.03.1914), старший офицер транспорта «Ксения» (1914), командир подводной лодки «Налим» (Вр.11.04.1914-01.1915) + начальник 1-го Отделения подводных лодок («Налим», «Скат», «Щука», Сом») (1914-1915), с подводной лодкой «Налим» перешел на Черное море ((1915), командир подводной лодки «Налим» (01.1915-08.07.1916), командир подводной лодки «Кашалот» (04.06.1916-07.11.1916), минер 2-го Дивизиона подводных лодок (1916), начальник 4-го Дивизиона подводных лодок (Вр.1916), командир подводной лодки «Морж» (07.11.1916-05.1917).

Награды Гадона Альфреда Стефановича

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святого Станислава II степени с мечами

Столица Петр Константинович

21.02.1884 - ?

Родился в Тифлисской губернии.

Образование: Морской Корпус (1904), Минный Офицерский Класс (1910-1911), Отряд Подводного Плавания (1916). Дворянин Черниговской губернии. Холост. Защитник Порт-Артура. Участник морских боев на броненосце «Ретвизан» 10 июня 1904 и 28 июля 1904 гг. В сухопутной обороне крепости: заведующий сигнальной станцией на Золотой Горе, командир 6-й Залитерной батареи, командир резервной роты, офицер десанта. Ранен. Плен. Участник Первой мировой войны на Черном море.

Награды: орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1904), орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1907), орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1915). Владел французским языком. Капитан II ранга.

Прохождение службы: вахтенный начальник броненосца «Ретвизан» (1904-1905), перевод на Балтийское море (1905), вахтенный начальник минного крейсера «Абрек» (1906), перевод на Сибирскую флотилию (1907), речная канонерская лодка «Киргиз» ((1908-1909), перевод на Балтийский флот (1909), слушатель Минных Офицерских Классов (1910-1911), крейсер «Олег» (1911-1913), минный офицер Императорской яхты «Полярная Звезда» (1913), минный офицер 2-го Дивизиона подводных лодок (1915), старший офицер подводной лодки «Кашалот» (1915), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1916), командир подводной лодки «Кашалот» (07.11.1916-02.1918).

Награды Столицы Петра Константиновича

Знак ордена Святого Станислава III степени с мечами и бантом

Знак ордена Святой Анны III степени с мечами и бантомp>

Знак ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом

Крест Защитнику Порт-Артура»

Люби Константин Григорьевич

22.12.1888-1957

Родился в Санкт-Петербурге.

Образование: Морской Корпус (1908), Отряд Подводного Плавания (1913). Женат.

Награды: орден Святого Станислава III степени (1914). Владел французским языком. Автор известной книги «Волны Балтики» (Рига, 1939) и воспоминаний «Подводная лодка «Нерпа». Литературный псевдоним Черномор. В 1921 году находился в Бизерте. Капитан II ранга (1920, Врангель). Умер 11.06.1957 и похоронен в Париже.

Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца «Строгий» (1909), штурман, вахтенный начальник линкора «Синоп» (1909), флагманский офицер штаба начальника Отряда резерва (1910-1912), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1912-1913)помощник командира подводной лодки «Судак» (1913), помощник командира подводной лодки «Карп» (1914), помощник командира подводной лодки «Краб» (1914-1915), командир подводной лодки «Карп» (02.1915-20.07.1916), помощник командира подводной лодки «Нерпа» (1916), командир подводной лодки «Нерпа» (1916), командир подводной лодки «Кашалот» (1918), начальник оперативной части старшего морского начальника Севастополя (09.1918), штаб-офицер Оперативной части Штаба Черноморского флота (1919-1920), ушел в Бизерту (1920), канонерская лодка «Страж» (1920-1921), в эмиграции во Франции.

Награды Люби Константина Григорьевича

Знак ордена Святого Станислава III степени

Фотоархив

Подводная лодка «Кашалот» на стапеле Невского завода. Санкт-Петербург. 1912 год

Спуск на воду подводной лодки «Кашалот. 22 августа 1915 года

Подводная лодка «Кашалот» в Лазаревском ДОКе Севастополя

Подводная лодка «Кашалот» в Южной бухте Севастополя

Нижние чины подводной лодки «Кашалот»

Подводная лодка «Кашалот». Исследования

Подводная лодка «Кашалот» на грунте

Подводная лодка «Кашалот» на грунте

Скачать все фото

Тактико-технические характеристики

100 метров

глубина погружения

10 узлов

скорость хода

12 суток

автономность

36 подводников

команда

Даты в истории:

Закладка

18 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех подводных лодок проекта.

Спуск на воду

22 августа 1915 года состолся спуск на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады подводных лодок ЧФ. В октябре начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени испытания проводились по сокращенной программе.

Первая мировая

С 1916 года участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 36 судов и парусников.

Обследования

В 2006 году, лежашая на глубине 70 метров, подводная лодка была обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба «Альфа». Позже состоялось проникновение внутрь подводной лодки через отсутствующий съемный лист над машинным отделением.

Фотогалерея

«Кашалот»
Невский завод. 1912 год
Спуск на воду
24 августа 1915 год
Севастополь
Лазаревский ДОК
Южная бухта
Севастополь
Нижние чины
на ПЛ «Кашалот»
ПЛ «Кашалот»
на грунте
ПЛ «Кашалот»
исследования