Подводная лодка «Кашалот»
Подводная лодка «Кашалот» (тип «Нарвал» (Holland XXXIA) была заложена в декабре 1911 года в Санкт-Петербурге на Невском заводе, затем перевезена в Николаев. 18 октября 1913 года совместно с остальными двумя однотипными лодками заложена на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, о чём на деталях киля установлена закладная доска. Начало Первой мировой войны встретила в достройке. 22 августа 1915 года спущена на воду и зачислена в состав 2-го дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота.
В октябре 1915 года в Николаеве начала сдаточные испытания по сокращённой программе.
3 ноября 1915 года «Кашалот» была переведена в Севастополь. По итогам испытаний двух предыдущих подводных лодок тип «Нарвал» было принято решение демонтировать передаточное устройство между передней и задней парами двигателей, установить на передние двигатели фрикционные муфты и, по аналогии с подводной лодкой «Кит» не использовать носовые и кормовые двигатели одновременно. В процессе испытаний также были демонтированы носовая и кормовая пары торпедных аппаратов системы Джевецкого, а оставшиеся четыре торпедных аппарата были модифицированы по схеме Джевецкого-Подгорного. На «Кашалоте» установили аппаратуру звуководводной связи и наблюдения системы Фессендена с высокочастотной машиной Вологдина.
13 мая 1916 года подводная лодка вступила в строй и принята в казну.
В 1916 - 1917 годах «Кашалот» приняла активное участие в Первой мировой войне.
Всего за время Первой мировой войны «Кашалот» потопила не менее 36 судов и парусников противника (в основном это были небольшие парусные шхуны, перевозящие уголь от месторождений Зунгулдака в Стамбул).
26 октября 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Центрофлота, находилась в Севастополе с сокращённой командой. В мае 1918 года захвачена германскими войсками, в отличие от других подводных лодок нового наименования не получила. 24 ноября «Кашалот» захвачена англо-французскими войсками, в последующие дни передана Белому движению. 24 апреля 1919 года с другими подводными лодками выведена на внешний рейд Севастополя и 26 апреля затоплена.
В 1975 году подводная лодка «Кашалот» была обнаружена на грунте на глубине семьдесят метров Аварийно-Спасательной Службой Черноморского флота при плановом поиске затопленных объектов, но не идентифицирована.
В 2006 году севастопольские аквалангисты из клуба «Альфа» обследовали подводную лодку. В 2011 году «Кашалот» окончательно идентифицирована как подводная лодка «Кашалот».
Историческая справка
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ
1911 год декабрь
Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев
1913 год 18 октября
На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех подводных лодок проекта с установкой на днищевом наборе каждой подводной лодки закладных досок.
1915 год 22 августа
Спуск на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады подводных лодок ЧФ
1915 год октябрь
Начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе
1915 год 3 ноября
Подводная лодка переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка окончила испытания. Кроме доработок и переделок в машинах на подводной лодке были демонтированы носовые и кормовые торпедные аппараты Джавецкого, средние торпедные аппараты модифицировали до стандарта Джавецкого-Подгорного. После доработки продолжила программу испытаний
1915 год - 1916 год
Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма «Submarine Signal & Co»). В 1916 году к ним добавили высокочастотную машину Вологдина
1916 год 13 мая
Вступила в строй (дата приемки в казну)
1916 год - 1917 год
Участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 36 судов и парусников.
1916 год - 20 декабря
Совершила боевой поход
1917 год 10 - 20 января
Совершила боевой поход. 13.01 между о-вом Кефкен и рекой Сакария захватила две шхуны с углем (одна из них водоизмещением в 500 тонн) и взорвала их подрывными патронами
1917 год 15 - 24 февраля
Находилась в дозоре у Босфора. 15.02 уничтожила артогнем шхуну у мыса Дели-Ким-Шели. 16.02 уничтожила подрывными патронами 5 больших шхун с грузом угля у реки Сакария. 21.02 обстреляла береговую батарею у горы Агвех. 22.02 из надводного положеня с 8 кбт безрезультатно атаковала вооруженный ширкет «Ресанет» (230 тонн, мина прошла по носу). Смогла артиллерийским огнем повредить ширкет «Ресанет», а также ширкет «Икдам» (244 тонны), после чего оба ширкета выбросились на берег в районе устья реки Мелен-Су. В тот же день подводная лодка потопила два буксира и шхуну в том же районе и одну шхуну в районе рек Сакария. 23.02-24.02 в районе устья реки Сакария потопила две шхуны
1917 год 15 - 24 марта
Находилась в дозоре у Босфора. 17.03 у Акче-Шехира в районе реки Мелен-Су потопила подрывным патроном одну шхуну
1917 год 17 - 27 апреля
Находилась в дозоре у Босфора. 19.04 тараном уничтожила двухмачтовую шхуну у Сакарии. 21.04 вела бой с 4-х орудийной береговой батареей к западу от Сакарии. 25.04 в районе Зунгулдака потопила парусник у Эрегли и два парусника у Мелен-Агджи
1917 год
Подводная лодка получила два 7.62-мм пулемета для борьбы с авиацией
1917 год 30 мая - 5 июня
Находилась в боевом походе 03.06 уничтожила шесть шхун в районе Амастро-Керемпе. 04.06 при попытке совершить диверсию на берегу с высадкой группы на шлюпке убит старший офицер подводной лодки Ярышкин
1917 год 2 - 13 июля
Находилась в дозоре у Босфора. 06.07 потопила парусник в районе Урлы. 08.07 уничтожила артогнем четыре турецкие шхуны с грузом угля, 10.07 уничтожила артиллерийским огнем две большие турецкие шхуны и одну малую, которые следовали в Зунгулдак за углем. 01.07 в районе входа в Босфор подводная лодка уничтожила шесть парусных шхун, три повредела и вынудила выброситься на берег
1917 год 28 - 30 июля
При нахождении в боевом походе 28.07 уничтожила две шхуны, 29.07 - четыре шхуны, 30.07 - две шхуны
1917 год 22 - 29 августа
Находилась в дозоре у Босфора
1917 год 26 октября
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту
1917 год 3 декабря
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий
1918 год 1 марта
Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенную команду
1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. Бортовой номер в ВМС Германии, в отличие от остальных кораблей серии, не получала
1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими войсками. Перешла под их контроль
1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве
1919 год январь
Входила в состав Белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав на подводной лодке отсутствовал за исключением охраны
1919 год 24 апреля
В числе других подводных лодок выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополя, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии
1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков
1975 год
Обнаружена на грунте и обследована во время проведения АСС КЧФ планового поиска в районе Севастополя затопленных объектов
2006 год
Лежашая на глубине семьдесят метров подводная лодка была обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба «Альфа» (А.Крайновым, Д.Шаповаловым и П.Павленко).