Подводные лодки типа «Нарвал»
В 1907 году была утверждена Малая кораблестроительная программа, предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к основным Тактико-Техническим Данным и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов.
Комиссия, составленная из офицеров Подводного Плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить подводные лодки по проекту фирмы «Голланд», Балтийский завод представил проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для подводных лодок водоизмещением 750/950 тонн. Будучи заинтересованным в постройке подводных лодок, отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем строительстве» подводной лодки, Морской Технический Комитет настоял на передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу.
Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета, водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям. 4 июня 1911 года Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Голланд-31А» в рамках программы усиления Черноморского флота.
4 июля 1911 года Морской Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5 узлов. Продолжительность пост¬ройки - 28 месяцев (окончательно - 24 месяца).
9 июля 1911 года выдан заказ Невскому заводу на постройку трех подводных лодок со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 года.
В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания электричества» и «Шуккерт и Ко», аккумуляторные батареи поставляла фирма «Мэто», компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, сборка осуществлялась в Николаеве отделением Невского завода. Подводные лодки получили названия «Нарвал», «Кит» и «Кашалот».
Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС заключил контракт с американской фирмой «New-London» на поставку двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую подводную лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в Николаев.
На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е. подводные лодки этого типа были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части подводной лодки). Прочный корпус был разделен шестью прочными водо-непроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все управление подводной лодки было сосредоточено в третьем отсеке, шестой и седьмой отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка. Прочная рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода команды. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной ма¬гистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В Центральном посту находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время заполнения ЦГБ - 1 минута. Время перехода из позиционного в подводное - 40-50 секунд, т.е. подводные лодки тип «Нарвал»– первые быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип «Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.
Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых торпедных аппарата с запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие торпедные аппараты в России не производились, на всех подводных лодках изначально установили по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных торпед). В 1916 году на подводной лодке «Кашалот» убрали носовые и кормовые торпедные аппараты, остальные модернизировали по системе Джевецкого - Подгорного, но с запасными торпедами. В 1917 году с подводных лодок «Нарвал» и «Кит» также демонтировали носовые и кормовые торпедные аппараты. В это же время все подводные лодки проекта получили по два 7.62-мм пулемета для борьбы с авиацией. После того как лодки после постройки переходили в Севастополь на них устанавливали артиллерийское вооружение, состав которого был различным: подводная лодка «Нарвал» - два японских 75-мм орудия системы Арисака, подводные лодки «Кашалот» и «Кит» - 75-мм орудием ситемы Канэ (нос) и 57-мм орудием системы Гочкиса (корма), но в 1917 году на подводную лодку «Кит» были установлены так же два японских 75-мм орудия системы Арисака.
Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы. Средства наблюдения и связи на подводной лодке - два перископа системы Герца фирмы «Оффигеоне Галлилео» (Италия), радиостанция с дальностью
Самым ненадежным элементом подводных лодок типа «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом, что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей было принято решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке «Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6.5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подводных лодках «Кит» и «Нарвал» возросла до 3500 миль, на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки аккумуляторной батареи (две группы АБ по шестьдесят элементов) составило двадцать часов вместо двенадцати по проекту.
После вступления в строй в 1915 - 1916 годах подводные лодки приняли активное участие в Первой мировой войне. Во время войны, осенью 1917 года подводные лодки встали в ремонт, затем были переведены в резерв. После войны подводные лодки находились в Севастополе, где были затоплены по приказу англо – французского командования в апреле 1919 года. «Кит» была поднята в 1934 году ЭПРОНом, «Нарвал» и «Кашалот» находятся на грунте в настоящее время.
Тактико–технические данные ПЛ «Нарвал»
Водоизмещение: надводное/подводное - 621/994 тонн.
Главные размерения: длина – 70.2 метра, ширина – 6.5 метра, осадка - 3.4 метра.
Силовая установка: дизель-электрическая, двухвальная, четыре двигателя по 160 л.с., два электромотора по 245 л.с.
Скорость хода: надводная/подводная – 12/10 узлов.
Дальность плавания: надводная/подводная – 3500 (при скорости 6.5 узлов)/103 (при скорости 4 узла) миль.
Глубина погружения: рабочая/предельная – 45/100 метр.
Вооружение: два 7.62-мм пулемета (с 1917 года), два 75-мм орудия, два 457-мм трубчатых носовых торпедных аппарата, два 457-мм трубчатых кормовых торпедных аппарата, восемь палубных торпедных аппарата системы Джевецкого (до 1917 года), четыре палубных торпедных аппарата системы Джевецкого – Подгорного (с 1917 года).
Автономность: 12 суток.
Команда: 35 подводников.
Схематический чертеж подводной лодки тип «Нарвал»:
1 - воздухохранитель; 2 - гребные электромоторы; 3 - подводные якоря; 4, 5 - вертикальный руль с приводом; 6 - трубчатые ТА; 7 - кормовая балластная цистерна; 8 - вентиляционные трубы; 9 - главная электростанция; 10 - газовыхлопной коллектор; 11 - дизель-моторы; 12 - поворотные ТА; 13 - перископы; 14 - боевая рубка; 15 - командное помещение; 16 - кают-компания и каюты офицеров; 17 - шпиль; 18 - якорь Паркера; 19 - привод горизонтальных рулей; 20 - водонепроницаемая палуба; 21 - носовая балластная цистерна; 22 - коробчатый киль; 23 - топливная цистерна; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - уравнительные цистерны; 26 - носовые горизонтальные рули; 27 - запасные торпеды; 28 - центральный пост управления; 29 - помещение кондукторов; 30 - междубортные цистерны; 31 - гребной вал: 32 - дифферентные цистерны.
Подводная лодка «Нарвал» после вступления в строй без артиллерийского вооружения. 1915 год
Подводная лодка «Нарвал»
Подводная лодка «Нарвал» (головная подводная лодка тип «Нарвал») была заложена в декабре 1911 года в Санкт-Петербурге на Невском заводе, затем перевезена в Николаев. 18 октября 1913 года совместно с остальными двумя однотипными подводными лодками «Кашалот» и «Кит» заложена на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, о чём на деталях киля установлена закладная доска.
Начало Первой мировой войны встретила в достройке. 11 апреля 1915 года спущена на воду и зачислена в состав 2-го дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота. 15 апреля достраивающуюся подводную лодку посетил и осмотрел император Николай II. 20 июня 1915 года начаты сдаточные испытания подводной лодки по сокращённой программе. 29 июня при испытаниях полного надводного хода обнаружены дефекты фрикционных муфт кормовых дизелей, комиссия пришла к выводу, что муфты «ненадёжны и даже опасны».
18-19 июля 1915 года подводная лодка своим ходом перешла в Севастополь для продолжения испытаний. 23 августа вступила в строй.
После вступления в строй в 1915 - 916 годах «Нарвал» приняла активное участие в Первой мировой войне. 25 октября 1915 года при выходе на Боевое дежурство в район Босфора сломался коленвал правого кормового дизеля, подводная лодка встала на ремонт в Николаеве. Комиссия установила, что причина аварии - в дефектах металла коленвалов, фундаментов и станин. Кормовые дизели были заменены динамо-машинами от недостроенных подводных лодок тип АГ.
В апреле-мае 1916 году «Нарвал» была оснащёна приборами звукоподводной связи и наблюдения конструкции Фессендена, вскоре дополненный высокочастотным прибором Вологдина, вернулся в строй.
16 октября 1916 года на траверсе маяка Кефкен в районе Босфора турецкий вооружённый транспорт «Кезан» водоизмещением около 4000 тонн был атакован «Нарвалом» и выбросился на берег, после чего был взорван попаданиями четырёх торпед. На следующий день «Нарвал» подорвала торпедой ранее выбросившийся на берег пароход «Ирминград».
19 января 1917 года «Нарвал» захватила буксирный пароход и восемь турецких шхун. Буксир и семь шхун были затоплены на месте, последнюю шхуну подводная лодка взяла на буксир и повела в Севастополь, однако около Херсонесского маяка из-за значительного волнения на море буксирные тросы лопнули, и шхуна в итоге затонула. 12 июня 1917 года «Нарвал» захватил моторную шхуну, которая была затоплена после снятия мотора и части груза.
Всего за время Первой мировой войны «Нарвал» потопила 31 парусник и пароход противника общим водоизмещением в 5 717 брт, уступая только «Тюленю» с его 53 победами.
Осенью 1917 года подводная лодка встала в ремонт, затем была переведена в резерв. После войны находилась в Севастополе, где была по приказанию англо-французского командования затоплена английскими интервентами в апреле на внешнем рейде Севастополя.
18 октября 2014 года подводная лодка «Нарвал» была обнаружена недалеко от входа на Севастопольский рейд.
Историческая справка
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)
1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ
1911 год декабрь
Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев
1913 год 18 октября
На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех ПЛ проекта с установкой на днищевом наборе каждой ПЛ закладных досок. В некоторых источниках, ошибочно указывается - 10.10.1913
1915 год 11 апреля
Спущена на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;
1915 год 15 апреля
Осмотрена императором России Николаем II
1915 год 20 июня
Начало сдаточных испытаний в Николаеве. В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что «муфты ненадежны и даже опасны»
1915 год 18 - 19 июля
Перешла из г.Николаев в г.Севастополь, где испытания были продолжены
1915 год 23 августа
Вступила в строй (дата приемки в казну)
1915 год 25 октября
При переходе морем на линию дозора в районе Босфора на подводной лодке сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось отправить в г.Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на ПЛ носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок тип АГ
1915 год - 1916 год
Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма "Submarine Signal & Co"). В 1916 году к ним добавили высокочастотную машину Вологдина
1916 год апрель - май
Завершение переоборудования и ремонта в г.Николаев
1916 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 31 судно и парусник
1916 год 18 - 22 сентября
Совершила боевой поход к Босфору. 18.09 взорвала большой турецкий угольщик, подорвавшийся на одной из мин заграждения у Босфора и приткнувшийся к берегу
1916 год 1 - 5 октября
При нахождении в дозоре у Босфора 02.10 потопила парусник в районе Кемер-Бургаз. 03.10, находясь восточнее о-ва Кефкен, атаковала артиллерией вооруженный пароход "Кезан" ("Kesan", 3154т), заставила его выброситься на берег бухты в районе Шили и разрушила его четырьмя торпедами. 04.10 взорвала торпедой восточнее мыса Кара-Бурну Азиатского турецкий пароход «Irmingard», 4421т), ранее подорвавшийся на русских минах и выбросившийся на мель
1916 год 28 декабря - 1917 год 6 января
Совершила боевой поход. 30.12 в бухте Килимли (район Шили) потоплены ширкет «Невесер» (257тонн), пароход «Мода» (697т) и бриг «Дерниш». 01.01 потопила 2 паруснка. 06.01 захватила и уничтожила артогнем пароход «Адам» (182т). Также захватила 8 парусных шхун. Потопив 7 шхун, подводная лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула
1917 год 27 января - 6 февраля
Совершила боевой поход. 29.01 потопила большой ширкет у с.Акче-Шары и 7 шхун у устья реки Сакария. 04.02 уничтожила артогнем шхуну восточнее реки Сакария
1917 год 7 - 16 марта
Находилась в дозоре у Босфора. 12.03 в районе между Амастро и Керемпе остановила, досмотрела и потопла подрывным патроном двухмачтовую шхуну. 16.03 на входе в босфор потопила шхуну
1917 год
С подводной лодки сняты носовые и кормовые торпедные аппараты (общее количество уменьшено до четырех). Получила два 7.62-мм пулемета для борьбы с авиацией
1917 год 22 - 31 мая
Совершила боевой поход в район Босфора. 23.05 в районе входа в Босфор потопила парусно-моторную шхуну. 24.05 у с. Фоказ захватила и потопила подрвыным патроном шхуну. 30.05 (требует уточненя, возможно дублируются события 24.05) захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила
1917 год 20 - 30 июня
Находилась в боевом походе. 22.06 уничтожила артогнем 2 шхуны у Улу-Керемпе;
1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.) Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;
1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.) Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий
1918 год 1 марта
Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенный экипаж;
1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. В дальнейшем получила бортовой номер ВМС Германии - "US-5" (предположительно). Флаг ВМС Германии не поднимался (в состав флота не входила)
1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль
1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве
1919 год январь
Входила в состав белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав экипажа на ПЛ отсутствовал за исключением охраны
1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии;
1919 год 26 апреля Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков
1980 год
Обнаружена на глубине 78 метров и обследована подводной лабораторией «Бентос-300»
Командиры ПЛ «Нарвал»
Кочетов Дмитрий Дмитриевич
03.08.1883-?
Родился в Санкт-Петербурге.
Образование: Морской Корпус (1907), Отряд Подводного Плавания (1907). Женат. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Владел французским и немецкими языками. Член Совета Союза морских офицеров в Константинополе. Капитан II ранга.
Прохождение службы: Учебный Отряд Подводного Плавания (1907), помощник командира подводной лодки «Окунь» (1908-1909), помощник командира подводной лодки «Акула» (1909-1911), командир подводной лодки «Почтовый» (01.05.1911-10.12.1911), перевод на Черное море (1911), командир подводной лодки «Карп» (27.02.1912-29.04.1913), командир подводной лодки «Карась» (1914-1915), командир подводной лодки «Нарвал» (1915-1917), офицер крейсера «Кагул» (1919), речная канонерская лодка «К 16» (1919), начальник десанта у Феодосии (1919), начальник десанта у Очакова (1919), командир Средне-Днепровской флотилии (1919), в распоряжении капитана I ранга Заева в Царицыне (29.09.1919), комендант парохода «Румянцев» (1920), эвакуирован в Турцию (1922).
Паруцкий Михаил Васильевич
10.01.1886-?
Родился в Волынской губернии.
Образование: Морской Корпус (1905), Отряд Подводного Плавания (1910). Холост. Из потомственных дворян. Защитник Порт-Артура.
Награды: орден Святого Станислава III степени (1909), орден Святой Анны III степени (1913), орден Святой Анны IV степени «За храбрость» (1915), орден Святого Станислава II степени (1915), мечи к ордену Святого Станислава II степени (1915), орден Святого Георгия IV степени (1916). Владел французским и английским языками. Старший лейтенант.
Прохождение службы: Сибирская флотилия (1905), вахтенный начальник миноносца №-209 (1905), вахтенный начальник миноносца №-201 (1905), вахтенный начальник, ревизор канонерской лодки «Манджур» (1905-1908), перевод на Балтийское море (1908), вахтенный начальник эсминца «Внимательный» (1909), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1909-1910), помощник командира подводной лодки «Кайман» (1910), перевод на Черное море (1910), помощник командира подводной лодки «Судак» (1910-1911), командир подводной лодки «Судак» (Врид 31.01.1911-14.02.1911), командир подводной лодки «Карась» (14.02.1911-01.01.1914), флагманский штурман Бригады подводных лодок Черного моря (1915), командир подводной лодки «Краб» (01.09.1915-1917), командир подводной лодки «Нарвал» (Врид 13.10.1916-07.11.1916), начальник 3-го Дивизиона подводных лодок Черного моря (1917).
Награды Паруцкого Михаила Васильевича
Знак ордена Святого Георгия IV степени
Знак ордена Святого Станислава III степени
Знак ордена Святой Анны III степени
Знак ордена Святой Анны IV степени «За храбрость»
Знак ордена Святого Станислава II степени
Мечи к ордену Святого Станислава II степени
Фотоархив
Подводные лодки «Нарвал», «Кит», «Кашалот» и эсминец «Поспешный» на стапеле Невского завода во время закладки. 1911 год, декабрь
Подводные лодки «Нарвал», «Кит», «Кашалот» и эсминец «Поспешный» на стапеле Невского завода во время закладки. 1911 год, декабрь
Спуск на воду подводной лодки «Нарвал». 11 апреля 1915 года
Подводная лодка «Нарвал» на императорском смотре на заводе Руссуд. Впереди по носу линкор «Императрица Мария». г. Николаев.
Император Николай II сходит с подводной лодки «Нарвал». Завод «Руссуд». г. Николаев
Подводная лодка «Нарвал» в акватории завода «Руссуд». 1915 год
Подводная лодка «Нарвал» в акватории завода «Руссуд». 1915 год
Подводная лодка «Нарвал» в Южной бухте Севастополя. 1915 год, июль
Подводная лодка «Нарвал» в Лазаревском ДОКе Севастополя
Подводная лодка «Нарвал» в Лазаревском ДОКе Севастополя
Подводная лодка «Нарвал» на грунте
Подводная лодка «Нарвал» на грунте
Подводная лодка «Нарвал» на грунте
Скачать все фото