В мае 1920 года грузоотвозная шаланда «Горгиппия» была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных).
18.01.1921 г. сдана Главводу. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю.
25-31 декабря 1941 года участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе 2-го отряда высадки десанта Азовской военной флотилии.
В начале февраля 1943 года «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог, н. п. Благовещенская, г. Анапа), – были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта. По неофициальным данным эта десантная операция была одной из основных, которая по замыслу командования Черноморского флота обеспечит окружение немецкой группировки в районе г. Новороссийска и станет препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив.
Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо «сработала» вражеская разведка, т. к. немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта.
Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.
В 1982 году шаланду обнаружили водолазы Алексей Мелошенко, Георгий Трофимов и Сергей Нанейшвили НЭКМ (Научно-экспериментального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом. Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград».
В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза. В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 тонн взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.
Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров. Высота борта от грунта 5 метров.
Судно находится на глубине 18 метров, на ровном киле с курсом 180o на расстоянии 600 метров от берега. Объект представляет собой грязеотвозную паровую самоходную шаланду, построенную из металла. Длина 42 метра, ширина 8,5 метров, высота борта от грунта 5 метров. В носовой части находится брашпиль (механизм отдачи и подъёма якорей). Далее – бимсы, карлингсы (поперечные, продольные подпалубные балки) верхней палубы, под которой располагался кубрик команды. Сразу за кубриком находятся пять открытых грузовых отсека. По углам трюмного отделения расположены грузовые лебёдки с цепями, которые приводились в действие паровыми механизмами и открывали (закрывали) грузовые люки трюмных отсеков. В носовой части ниже ватерлинии — большая пробоина.
В кормовой части, за грузовыми отсеками находится паровой котёл и паровая машина. Машинное отделение расположено левее продольной оси судна, а справа от него – камбуз. Зимой 2003 года набор шпангоутов и бимсов над камбузом обломился со стороны кормы и упал. Возможно проникновение в машинное отделение и камбуз, где всегда присутствует естественное освещение. Кормовой отсек неглубокий, уровень палубы определяет «сетка» из 7 бимсов и карлингсов. Справа по борту лежит наполовину занесённая песком паровая труба. Все трюмные отсеки покрыты толстым слоем ила, что грозит серьёзной потерей видимости при традиционной работе ластами. Почти все поверхности судна покрыты мидией.
Координаты местонахождения судна - 44°47’N 37°22’E.
Паровая землевозная шаланда.
Водоизмещение: 489 т
Длина: 42,6 м.
Ширина: 8,5 м.
Осадка: 3,0 м.
Мощность двигателя: 250 л.с.
Мощность двигателя: 250 л.с.
1920 год
Была затоплена в мае 1920 года белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных).
1921 год
18.01.1921 г. сдана Главводу.
1941 год
В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. 25-31 декабря 1941 года участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе 2-го отряда высадки десанта Азовской военной флотилии.
1943 год
В начале февраля 1943 года «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.
1982 год
В 1982 году шаланду обнаружили водолазы Алексей Мелошенко, Георгий Трофимов и Сергей Нанейшвили НЭКМ (Научно-экспериментального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом. Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград».
1983 год
В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза. В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 тонн взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.
Эскиз положения грузоотвозной шаланды «Горгиппия» на дне (по материалам сайта stardiving.ru)
Затонувшее судно «Горгиппия» в районе Анапы (по материалам сайта dzen.ru)
Оставшиеся на затонувшем судне боеприпасы (по материалам сайта dzen.ru)
Опасный груз затонувшего корабля (по материалам сайта dzen.ru)
Боеприпасы на затонувшем корабле (по материалам сайта dzen.ru)
Чёрное море. Паровая землевозная шаланда «Горгиппия» (по материалам сайта tetis.ru)
Брашпиль паровой землевозной шаланды «Горгиппия» (по материалам сайта stardiving.ru)
Была затоплена в мае 1920 года белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных).
В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. 25-31 декабря 1941 года участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции в составе 2-го отряда высадки десанта Азовской военной флотилии.
В начале февраля 1943 года «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.
В 1982 году шаланду обнаружили водолазы Алексей Мелошенко, Георгий Трофимов и Сергей Нанейшвили НЭКМ (Научно-экспериментального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш.