«Свободная Россия». 3D-модель
Линкор «Свободная Россия»
После принятия Турцией в 1910 году решения на заказ в Англии двух линкоров типа «Решадие» с вооружением из десяти 343-мм орудий 23 сентября 1910 года в Совете Министров был заслушан доклад морского министра о безотлагательных мерах по усилению Черноморского флота, общий смысл которого заключался в следующем: для того, чтобы сохранить преимущество на море в будущей войне, необходимо в срочном порядке ввести в строй 3 линкора-дредноута, 9 эсминцев и 6 подводных лодок. Так, было принято решение о постройке линкоров-дредноутов для Черноморского флота.
Британский линкор "Эрин", он же бывший турецкий "Решадие". Изображение взято в открытом доступе (по материалам сайта dzen.ru)
Для ускорения проектирования, за основу был взят проект балтийских линкоров типа «Севастополь», который в это время находился в постройке. Было решено усилить бронирование (пояс до 262 мм) будущих кораблей, за счет снижения проектной скорости, чтобы не выходить за рамки существующего водоизмещения. По вооружению корабли были оснащены 12 орудиями калибром 305-мм и запасом 1200 снарядов против 10 орудий калибра 356-мм с запасом 750 снарядов у Турецких кораблей, что было вполне сопоставимо.
Первый российский линкор-дредноут «Севастополь». Был взят в качестве прототипа при постройке серии черноморских линкоров. К достоинствам корабля относились сильное артиллерийское вооружение (12 305-мм орудий) и высокая скорость хода свыше 23 узлов. Однако слабой стороной была явно недостаточная бронезащита (пояс 225 мм), не очень хорошие мореходные качества и малая дальность плавания (по материалам сайта dzen.ru)
11 октября 1911 года в списки Черноморского флота были предварительно зачислены три дредноута, под названиями: «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина II» (с 18 апреля 1917 года «Свободная Россия»). Официальная церемония закладки всех трех линкоров состоялась 17 октября того же года. Первые два корабля строил завод «Руссуд», третий строился силами завода «ОНЗиВ» (впоследствии «Наваль»).
Линкор «Екатерина II» на стапеле завода ОНЗиВ (по материалам сайта dzen.ru)
Интересно, что название «Императрица Екатерина Великая» было дано кораблю не сразу: изначально корабль принял имя своего предшественника - первого черноморского броненосца «Екатерина II», затем, поскольку два других корабля носили императорский титул, решили именовать корабль «Императрица Екатерина II». Окончательное наименование «Императрица Екатерина Великая» линкор получил 27 июня 1915 года.
Корабль имел гладкопалубный корпус, набранный по продольной схеме. По высоте корпус делился на две гладкие полные палубы среднюю и нижнюю, и по две платформы в оконечностях вне пределов машинных и котельных отделений. На всем протяжении корпус имел двойное дно, а в подбашенных отсеках (кроме кормового) — тройное.
Корабль управлялся двумя балансирными рулями, с осями вращения расположенными в диаметральной плоскости — малый между 126/127 шп., большой между 133/134 шп. Рули состояли из баллеров и рёбер мягкой стали, пространство между которыми было заполнено деревянными просмоленными брусьями и обшивались 10 -мм стальными листами.
Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» (по материалам сайта dzen.ru)
Бронирование по сравнению с «Севастополем» было усилено. Оно состояло из главного 262 мм (в оконечностях до 125 мм) и 100 мм (к оконечностям до 75 мм) верхнего поясов, двух внутренних бортовых продольных переборок, котельных кожухов и боевых рубок. Плиты как и на балтийских дредноутах крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16 мм, связываясь с силовым набором корпуса. Главный пояс имел высоту 5,24 метра, и уходил ниже ватерлинии на два метра. Своей нижней частью он опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес.
Горизонтальная броневая защита включала три броневые палубы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Нижняя толщиной 12,5 мм стелилась на стальную палубную обшивку той же толщины. Скосы к бортам из броневых листов толщиной 50 мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была плоской по всей ширине корпуса и имела толщину в 50 мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля - 25 мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25 мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5 мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5 мм простиралась на цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности — до 6 мм. Поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Носовая и кормовая боевые рубки защищались бронёй толщиной 300 мм, крыши рубок - 250 мм, а полы — 76 мм. Трубы, защищающие кабели между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76 мм, а в самих рубках до 127 мм.
Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 250 мм (400-фунтовыми), а тыльные плиты имели толщину 305 мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 125-мм. Барбеты бронировались 250-мм плитами.
Главный калибр черноморских дредноутов был аналогичен балтийским собратьям и состоял из двенадцати 305-мм пушек конструкции Обуховского завода, с длиной ствола в 52 калибра и поршневым затвором, размещавшиеся в четырёх трёхорудийных башнях. Вертикальные углы наведения составляли от −5 до +25°. Наведение орудийной установки осуществлялось при помощи электродвигателей постоянной скорости вращения, работавших через "муфты Дженни" — одного, мощностью 30 л. с. для поворота башни и трёх, мощностью по 12 л. с. — для вертикальной наводки. Максимальная скорость горизонтальной наводки составляла 3,2 град/сек, вертикальной — 4 град/сек. Также в установке предусматривался ручной привод, при помощи которого могла обеспечиваться скорость горизонтальной наводки в 0,5 град/сек. Максимальная дальность стрельбы составляла 23 228 м при угле +25°. Каждая башня оборудовалась дальномером для возможности самостоятельной стрельбы.
305-мм трехорудийная установка в разрезе (по материалам сайта dzen.ru)
Вспомогательный калибр состоял из двадцати 130-мм скорострельных пушек Обуховского завода с длиной ствола в 55 калибров. Орудие имело поршневой затвор и раздельное (картузное) заряжание. Максимальная дальность стрельбы составляла 20300 метров. Орудия имели казематное расположение.
130-мм/55 орудие Обуховского завода образца 1913 года (по материалам сайта dzen.ru)
Энергетическая установка включала в себя два комплекта турбин Парсонса производства фирмы «Джон Браун» с прямой передачей на четыре гребных вала, вращавших четыре гребных винта диаметром 2,4 м. Главные механизмы располагались в пяти водонепроницаемых отсеках между третьей и четвёртой башнями главного калибра. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Турбины высокого давления вращали наружные гребные валы, турбины низкого давления — внутренние.
Пар для турбин вырабатывали двадцать водотрубных котлов Ярроу, рабочим давлением 17,5 кГс/см². Номинальная мощность силовой установки составляла 26 000 л. с., что должно было обеспечить скорость 21 узел при 320 об/мин. Котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление. На испытаниях всех кораблей была превышена мощность 33 000 л. с. и достигнута скорость 21,5 узлов.
Электропитание для всех систем корабля обеспечивали четыре основных турбогенераторов мощностью по 360 кВт переменного трёхфазного тока снабжали корабль электроэнергией напряжением 225 В. На случай аварийной ситуации были установлены так же два вспомогательных генератора мощностью по 200 кВт.
Схема парового котла системы «Ярроу» (по материалам сайта dzen.ru)
Тактико–технические данные
Водоизмещение: 23,5 тыс. тонн
Длина:168 м
Ширина: 27,3 м
Осадка: 9 м
Бронирование:
- главный пояс: 262,5 мм
- верхний пояс: 75—100 мм
- верхняя палуба: 37,5 мм
- средняя палуба: 25—37,5 мм
- нижняя палуба: 12—50 мм
- башни ГК: 250 мм
- барбеты: 250 мм
- боевая рубка: 300 мм
Двигатели: 4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу
Мощность: 27 000 л.с. (19,9 МВт)
Скорость хода: 21 узел (38,89 км/ч)
Дальность плавания: 3000 морских миль
Экипаж: 1220 офицеров и матросов
Вооружение:
- Артиллерия: 12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий, 5 × 75-мм орудий
- Минно-торпедное вооружение
- Четыре 457-мм торпедных аппарата
Историческая справка
1915 год
28 мая 1915 года в строй вступила головной линкор «Императрица Мария». Линкор «Императрица Екатерина Великая» ускоренный ввод корабля в строй. 5 октября 1915 года Линкор «Екатерина Великая» вошел в боевой состав флота. Конец 2015 года - начало морской блокады Босфора.
Приказом командующего Черноморским флотом адмирала А.А. Эбергарда были сформированы три маневренные группы:
- 1 маневренная группа: линкор «Императрица Мария», крейсер «Кагул»
- 2 маневренная группа: линкор «Императрица Екатерина Великая», крейсер «Память Меркурия»
- 3 маневренная группа: линкоры: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон»
Третья маневренная группа считалась резервной. Крейсерам в составе групп ставилась задача дальнего дневного дозора при линкоре с присоединением к нему на ночное время для движения в походном ордере, впереди корабля. Также, каждой группе придавались эсминцы, численность которых не была постоянной и определялась поставленной боевой задачей. Такая организация сил, должна была позволить обеспечивать практически непрерывную блокаду вражеского побережья и коммуникаций.
24 декабря 1915 года начался первый боевой поход линкора «Императрица Екатерина Великая» в составе второй манёвренной группы к побережью воевавшей тогда на стороне Германии Болгарии. Был произведен обстрел береговых целей и 26 декабря корабли второй маневренной группы благополучно вернулись в базу.
Напарник "Екатерины" по 2-й маневренной группе - бронепалубный крейсер «Память Меркурия» (по материалам сайта dzen.ru)
«Императрица Мария» - головной корабль в серии черноморских линкоров, во время стоянки в Севастополе (по материалам сайта dzen.ru)
1916 год
С 4 по 9 января 1916 года боевой поход 2-й маневренной группы в сопровождении эсминцев «Дерзкий», «Гневный», «Быстрый» и «Поспешный». Корабли шли на смену первой маневренной группы, возвращающейся из района 3онгулдака, тогдашнего центра добычи угля в Турции. Этот поход едва не стал для линкора «Императрица Екатерина Великая» последним. Получив сообщение о присутствии в порту Зонгулдака турецкого парохода, командовавший группой контр-адмирал князь Н.С. Путятин выслал вперед эсминцы «Быстрый» и «Поспешный» для обстрела порта и уничтожения вражеских судов, после чего оба должны были вернуться к группе в назначенной точке. Однако получилось так, что линкор с крейсером и оставшимися двумя эсминцами прибыли в нужное место на час раньше назначенного срока.
В 5 часов 40 минут утра 5 января на «Быстром» и «Поспешном» силуэты кораблей в утреннем тумане приняли за «Гебен» и «Бреслау». Недолго думая, эсминец «Быстрый» ринулся в торпедную атаку на свой линкор. И лишь по счастливой случайности и благодаря вниманию вахтенных, на дредноуте успели сделать маневр уклонения и из семи выпущенных торпед в цель не попала ни одна.
В этом же походе состоялся единственный на Черном море поединок дредноутов. В ночь с 7 на 8 января, крейсировавший у неприятельского побережья эсминец «Пронзительный» потопил крупный турецкий пароход «Кармен», шедший из Зонгулдака в Константинополь. От подобранных из воды пленных турецких моряков удалось выяснить, что для его сопровождения вышел в море, но опоздал, линейный крейсер «Гебен».
«Пронзительный» вместе с эсминцем «Пылкий» взяли курс на Босфор и примерно в 8 часов обнаружили противника. По радио они навели на него свой линкор.
В 9.45 «Императрица Екатерина Великая» открыла огонь по «Гебену» с дистанции более 23 километров. Русский линкор вел огонь в течении 21 минуты и выпустил по противнику 95 снарядов главного калибра. В ответ «Гебен» дал пять залпов также с большой дистанции и начал отходить, используя свое преимущество в скорости хода. «Императрица Екатерина Великая» продолжала преследование неприятеля до 10 часов 10 минут развив скорость свыше 23,5 узлов, но «Гебен» был всё-таки побыстрее и, хотя днище его основательно обросло, а гребные валы были расшатаны, смог уйти, после чего русские корабли прекратили преследование и повернули на север.
Линейный крейсер «Гебен» - основной противник нашего Черноморского флота в годы первой мировой войны. Формально был продан Турции и получил название «Явуз Султан Селим» (по материалам сайта dzen.ru)
Немцы были поражены точностью стрельбы русского дредноута - уже второй его залп дал накрытие и это с дистанции более 22 километров! При том что артиллерийская часть нашего корабля не была ещё доведена до нужного уровня совершенства. Позже, по агентурным данным, была получена информация, что линейный крейсер получил два прямых попадания, вызвавших пожар в носовой части. Наш линкор не имел никаких повреждений и 9 января вместе с остальными кораблями благополучно вернулся в Севастополь. После этого столкновения германо-турецкое командование стало использовать свой линейный крейсер с крайней осторожностью - время безнаказанных набегов на русские берега прошло безвозвратно.
4 апреля 1916 года «Императрица Екатерина Великая» неподалеку от Новороссийска повстречалась и с «Бреслау», которого от уничтожения спасла лишь большая скорость хода, благодаря которой кайзеровский пират вышел из под обстрела и добрался до Стамбула.
Легкий крейсер "Бреслау" - "сообщник" "Гебена" в черноморских операциях. Первоначально нес 12 105-мм орудий, скорость 27 узлов (по материалам сайта dzen.ru)
Май 1916 года участие в Трапезундской десантной операции, в ходе которой обе маневренные группы обеспечили перевозку и высадку войск на турецком побережье, многочисленные походы к берегам Турции и Болгарии.
Июль 1916 года линкор поучаствовал в неудачной операции по перехвату «Гебена», в очередной раз прорвавшегося в Черное море: несмотря на отсутствие четкого плана действий у русского командования, всё могло бы получиться, если бы удалось своевременно отрезать германский дредноут у входа в Босфор, но оно слишком поздно вывело линкор в море, из-за чего «Гебен» опять ускользнул из расставленной на него ловушки. Провал операции стоил должности адмиралу А.А. Эбергарду и новым командующим флотом становится вице-адмирал А.В. Колчак.
Ранним утром 19 октября 1916 года в Севастополе произошел взрыв на линкоре «Императрица Мария», повлекший гибель корабля и части экипажа. Причины трагедии доподлинно остаются не выясненными и по сей день. После этого, линкор «Императрица Екатерина Великая» остается единственным боеготовым дредноутом Черноморского флота.
Взрыв на «Императрице Марии» (по материалам сайта dzen.ru)
1917 год
18 апреля 1917 года линкор «Императрица Екатерина Великая» меняет название - теперь линкор называется «Свободная Россия».
В период с апреля по июль 1917 года корабль участвует в операциях по прикрытию минных постановок у входа в Босфор.
20 июля 1917 года при поддержке линкора была выполнена последняя минная постановка кораблями Черноморского флота в первой мировой войне - минными заградителями было выставлено 280 мин у входа в пролив.
1 ноября 1917 года боевой поход по перехвату германо - турецкого крейсера «Бреслау». Благодаря перехваченным радиопереговоров «Бреслау» к Босфору отправились все три маневренные группы, одну из которых возглавил совершавший свой первый боевой поход линейный корабль «Воля» (так теперь назывался линкор «Император Александр III»). В самый ответственный момент операция была сорвана. Отстранив от управления кораблем офицеров, которые всего лишь требовали выполнения боевой задачи, матросы самовольно увели «Свободную Россию» в Севастополь.
Линкор «Император Александр III». Это имя корабль имел лишь в период постройки. Службу он начал уже будучи переименован в «Волю». Снимок сделан уже в Бизерте в 1923 году. Тогда корабль назывался «Генерал Алексеев», в честь одно из руководителей Белого движения на юге России (по материалам сайта dzen.ru)
1918 год
30 апреля 1918 года германские части подошли к Севастополю и с господствующих высот начали артиллерийский обстрел кораблей в бухте. За пять дней до этого советскому правительству был предъявлен ультиматум о сдаче кораблей Черноморского флота. Оба линкора, а также часть эсминцев были выведены в Новороссийск в надежде спасти ядро флота.
Однако новый ультиматум немцев потребовал вернуть корабли в Севастополь. Оборонять Новороссийск с суши у большевиков сил попросту не было. Из Москвы было приказано флот уничтожить, чтоб не достался врагу.
«Свободная Россия» оказалась брошена экипажем неподалеку от мысы Дооб в Цемесской бухте, где 18 июня 1918 года и была потоплена тремя торпедами эскадренного миноносца «Керчь», который был впоследствии затоплен своей командой вместе с остальными судами черноморского флота, что предпочли гибель бесславному германскому плену.
1930 год
В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра с возвышением над грунтом 13 метров. При извлечении боезапаса произошел взрыв, очень сильно повредивший носовую часть корпуса. Поднятые орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях береговой обороны под Севастополем.
2013-2014 год
Специалисты Центра подводных исследований Краснодарского краевого отделения реализовали проект «Раскрывая тайны линкора «Императрица Екатерина Великая». За первый год дайверам удалось проникнуть во внутренние помещения корабля и частично расчистить их от илистых отложений и завалов. Была проведена фото- и видеосъемка линкора и его элементов, составлена 3D модель судна. Были демонтированы и подняты на поверхность отдельные конструкции и прочие предметы, имеющие мемориальную ценность. Проведена работа по поиску документов, связанных с историей корабля. Кроме того, специалисты провели экологический мониторинг акватории Черного моря.
Командиры
Капитан 2-го ранга Василий Михайлович Терентьев (1879- 1939 гг.) — потомственный дворянин, выпускник Морского корпуса (1900 г.), капитан 2 ранга (1913 г.). Свою офицерскую службу начал на Дальнем Востоке, плавая на различных кораблях флота. 1-14 августа 1904 года в составе экипажа крейсера «Рюрик» участвовал в бою с отрядом японских крейсеров. После геройской гибели своего корабля раненый мичман попал в плен, где находился до осени 1905 года. В 1906-1907 годах учился в отряде подводного плавания на Балтике, а затем командовал подводными лодками «Касатка» (1907-1908 гг.) и «Налим» (1908-1910 гг.) в Сибирской флотилии. Окончил Минный офицерский класс (1912 г.) и плавал на балтийских миноносках, а с 1912 года – флаг-офицер бригады подводных лодок на Балтике. В 1914-1915 годах Василий Михайлович — начальник дивизиона подводных лодок вновь на Сибирской флотилии, а после перевода на Чёрное море — начальник 2-го дивизиона подводных лодок (1915-1916 гг.). В 1916-1917 годах командовал эсминцем «Лейтенант Шестаков», а в 1918-м — линкором «Свободная Россия», участвовали переходе флота в Новороссийск, где его корабль был затоплен.
В июле 1918 года Терентьев был направлен в Киев в качестве второго представителя Морского ведомства, а после отъезда Холодовского оставался в составе мирной делегации до октября. По делам службы добился у германского командования разрешения посетить Севастополь, добравшись до которого, отправил в Киев письмо-заявление об уходе с флота в связи с тем, «что не разделяет взглядов общей политики Советского правительства и Главного морского штаба».
По имеющимся данным, В.М. Терентьев в событиях Гражданской войны активного участия не принимал, а эмигрировал за границу. Проживал он в Югославии, скончался в г. Панчево, где похоронен с воинскими почестями как капитан 1 ранга.
Фотоархив
Теоретический чертеж Линкора «Император Екатерина ВеликаяI» (по материалам сайта dzen.ru).
Продольный разрез линкора «Императрица Екатерина Великая» (по материалам сайта dzen.ru).
Корпус линкора «Императрица Екатерина Великая» после спуска на воду у достроечной стенки (по материалам сайта dzen.ru).
Завершение достройки на плаву (по материалам сайта dzen.ru).
На ходовых испытаниях (по материалам сайта dzen.ru).
Линкор в Севастополе сразу после вступления в строй флота, октябрь 1915 года (по материалам сайта dzen.ru).
Линкор «Императрица Екатерина Великая» в море на полном ходу (по материалам сайта dzen.ru).
Потопление эсминцем «Керчь» линкора «Свободная Россия» Картина И.Н. Дементьева (по материалам сайта dzen.ru).
Положение линкора на морском дне (по материалам сайта dzen.ru).
Гидроакустическое изображение положения линкора «Свободная Россия» на дне (по материалам сайта hydrasonars.ru).
Гидроакустическое изображение положения линкора «Свободная Россия» на дне (по материалам сайта vk.com).
Гидроакустическое изображение положения линкора «Свободная Россия» на дне (по материалам сайта vk.com).