You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Парусное судно «Agnes Blaikie». 3D-модель

Парусное судно «Agnes Blaikie»

Agnes Blaikie («Агнес Блейки») — парусный торговый барк, зафрахтованный британским правительством во время Крымской войны для доставки военного снаряжения для армии, которая базировалась в Балаклаве.

«Агнес Блейки» построили в 1841 году на верфи шотландского города Абердин. Автор проекта корабля судостроитель Уолтер Худ воплотил в нем все свои профессиональные достижения. Судно было предположительно названо в честь жены и дочери лорд-мэра Абердина сэра Томаса Блейки.

По знаменитому Ллойдовскому регистру барк «Агнес Блейки» – трехмачтовое судно, водоизмещением в 385 регистровых тонн. Изящный корпус корабля достигал 35,45 м в длину и 7,19 м в ширину, при глубине трюма 5,12 м. Для «Агнес Блейки» была характерна изысканная декоративность отделки, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты орнамента на корме и в трюмах. При строительстве использовались высококачественные породы дерева: английский дуб, иностранный белый дуб, американский горный ильм, южная желтая сосна.

Чертеж барка однотипного Агнес Блейки

Новый барк, спущенный на воду в октябре 1841 года, вошел в состав флота известной судоходной компании «Aberdeen White Star Line». Корабль был грузопассажирским и достаточно быстроходным для своего времени. География морских переходов «Агнес Блейки» обширна, за свою нескучную жизнь судно побывало на Балтийском и Средиземном морях, у берегов Западной Индии, Южной Африки и обеих Америк, но преимущественно оно ходило на Австралийско-Новозеландских линиях. В знаменитой английской газете «Таймс» нередко можно было встретить рекламные объявления, приглашавшие совершить рейс в Мельбурн на прекрасно оснащенном быстроходном паруснике: «Это роскошное судно совершило рейс к Западному побережью всего за 8 месяцев и 25 дней».

Барк «Агнес Блейки» неоднократно менял хозяев. С началом Крымской кампании судно в числе многих других было зафрахтовано британским правительством для снабжения войск экспедиционного корпуса на далеком полуострове. В январе 1855 года «Агнес Блейки», приняв в свои трюмы груз для английской армии, состоявший из 180 тонн пушечных ядер и 250 тонн угля, с экипажем в 13 человек, среди которых были капитан Ричард Пирнан и первый помощник Генри Хамден, отправилось в свое, как оказалось, последнее плавание. Маршрут следования был таков: Англия–Мальта–Крым. 16 февраля парусник прибыл на Мальту и пробыл там два месяца. За это время на судне поменялся капитан, а также, с высокой степенью вероятности, и часть груза. Скорее всего, это было военное снаряжение или провиант – отправка продуктов с острова была обычной практикой. 15 апреля 1855 года парусник «Агнес Блейки» под командованием Генри Хамдена вышел с Мальты в направлении Балаклавы и к началу мая уже стремительно несся по бескрайним просторам Черного моря.

5 мая 1855 года изящный барк настиг злой рок. В результате столкновения с другим британским кораблем «Медина», он затонул примерно в трех километрах от входа в Балаклавскую бухту. Военный гидрографический корабль «Медина» был большим колесным паровым пакетботом, габариты которого почти втрое превышали размеры парусника. При столкновении он проломил большую дыру в левом борту «Агнес Блейки», шансов выстоять у барка не было. В судовом журнале пакетбота с точностью до минуты скупыми строками расписана гибель легкого парусника. Корабль тонул около пяти часов. Экипаж был благополучно спасен в полном составе и поднят на борт «Медины», отделавшись лишь испугом и купанием в еще холодной черноморской воде. Корпус парусника заполнялся водой постепенно, и у людей оставалось достаточно времени покинуть тонущее судно. Команда успела забрать с борта даже личные вещи. Но удивительно то, что судовой журнал и все документы барка легли на дно вместе с ним.

Однако вовсе без жертв не обошлось: вахтенный офицер «Медины», ответственный за курс корабля, потрясенный происшествием, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Официальный отчет о гибели судна был составлен постфактум, в 1856 году. Военные ведомства всячески скрывали аварийные инциденты, именно поэтому материалов по расследованию крушения так немного. Это было время, когда пар активно теснил парус на море, и столкновение барка «Агнес Блейки» с пароходом «Медина» можно назвать трагическим символом необратимого технического прогресса.

На сегодняшний день «Агнес Блейки», пожалуй, единственный в своем классе парусник середины XIX века, сохранившийся почти в первозданном виде и потому являющийся исключительно ценным и редким образцом судостроения.

Тактико–технические данные

Тип судна: торговый барк (бриг)

Происхождение: Великобритания

Длина: 116 feet. 3/10 inches. (35,45 м)

Ширина: 23 feet. 6/10 inches. (7,19 м)

Глубина трюма: 16 feet. 8/10 inches. (5,12 м)

Тоннаж: 381 grt

Спущен на воду: октябрь 1841 г.

Место строительства: Абердин

Верфь: Уолтера Худа (Walter Hood)

Такелаж: три (две) мачты

Порт приписки: Абердин (1841), Swansea (1849), Bristol (1852), London (1855)

Членов экипажа: 12 (1855)

Порт первого назначения: Сантьяго де Куба

Историческая справка

1841 год

В октябре судно спущено на воду на верфи Абердина. Шотландия.

1841-1853 год

Судно работало на маршрутах судоходной компании «Aberdeen Line», совершало плавания в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию.

Рекламное объявление в газете «Таймс» от 25.01.1853 г.

1854 год

Судно зафрахтовано Королевским флотом Великобритании для доставки грузов в Крым.

1855 год

24 января судно вышло из Темзы в направлении Мальты (капитан Пирнан).

16 февраля судно прибыло на Мальту из Вулвича.

15 апреля судно вышло с Мальты в направлении Балаклавы (капитан Хамден).

26-30 апреля судно прибыло в Константинополь с Мальты.

5 мая судно «Агнес Блейки», следовавшая с Мальты в Балаклаву, была потоплена британским кораблем «Медина» («MEDINA») напротив Бадаклавы.

Выписка из судового журнала британского корабля «Медина».

«На службе Её Величества вооруженных сил Великобритании пароход «Медина» в субботу 5-ого дня Мая 1855 года пополудни.

3.45. Вошел в столкновение с барком «Агнес Блейки», пробив его ниже ватерлинии. Немедленно дан двигателем полный ход назад.

3.50. Спущен катер и послан на оказание помощи команде и для необходимых приготовлений для взятия в буксировку судна, которое находилось в погружающемся состоянии.

4.00. Катер возвратился с командой барка и их одеждой.

4.30. Двигались к барку с целью взятия его в буксировку, но не смогли подойти близко, опасаясь запутывания такелажа бомкливера и кливера бушприта на колесе. Поэтому послан катер, чтобы привезти буксировочные концы, пока расчищалось место аварии. Но прежде, чем катер приблизился, судно начало погружаться. Оставались на виду в поле зрения над поверхностью воды только верхушки главной и бизань-мачты, и немного левого борта кормовой части.

4.45. Проследовали к Балаклаве.

6.00. Послана лодка с командиром в Балаклаву.

7.00. Лодка возвратилась. Проследовали на полной скорости к месту аварии и держали его в поле зрения до 8.30, когда внезапно потеряли судно из виду, предполагая, что оно полностью погрузилось, но оставались рядом всю ночь с целью оставления места утром, когда будет понятно: затонуло оно или нет.

Воскресенье, 6-ого дня Мая 1855 года.

Повреждения, нанесенные в результате столкновения с торговым барком «Агнес Блейки»: бушприт, бом-кливер, верхний релинг и водорез снесены, приблизительно футов 10 носа расщеплено, и деревянные доски по правому борту разошлись. Потеряно несколько весел и крюков на месте аварии при попытках взять его на буксир. 11 человек с барка «Агнес Блейки» обеспечены провизией (на 2/3 бортовой нормы).

6.00. Отправлена лодка с командиром в гавань Балаклавы.

9.40. Лодка возвратилась. Проследовали полным ходом в направлении Казачьей бухты.

11.15. Встали на якорь» [Log of the proceedings of HMS «Medina», 1855, May 5-6].

2003 год

18 сентября технодайверами А Копниным и М. Фальковским обнаружено затонувшее судно на глубине 85 м. Проведя на объекте 9 минут, они идентифицировали его как деревянное парусное судно. Оно на удивление хорошо сохранилось, лишь мачты были сломаны и лежали по правому борту. На юте возвышалось большое штурвальное колесо с приводом на баллер руля, через прямоугольные окна в корме просматривались детали внутреннего убранства, леерные ограждения и палуба были опутаны рыбацкими сетями, два отданных по бортам адмиралтейских якоря «закрепили парусник на вечной стоянке». Вооружение отсутствует.

2006 год

Весной 2006 г. при погружении на место гибели «Агнес Блейки» нарушив технику спусков, трое аквалангистов попали в критическую ситуацию – у них закончились глубинные газовые смеси. Один из них всплыл уже без признаков жизни, а двое других – с симптомами тяжелой кессонной болезни. Срочная эвакуация в Севастополь и длительное пребывание в барокамере спасли им жизнь.

8 сентября группа технодайверов А. Быков, Д. Шаповалов и О. Истратова во время погружения обратили внимание на необычную конструкцию на носу судна. До этого основной интерес ныряющих вызывали штурвал и содержимое трюмов, а то, что находилось на баке, как правило, игнорировалось. Считалось, что это могли быть обломки третьей мачты. Уже на берегу, просматривая сделанные фотографии, дайверы пришли к выводу, что перед ними судовой колокол. 13 сентября во время очередного погружения была проведена расчистка колокола от морских обрастаний, в процессе которой проступила надпись – название судна: «AGNES BLAIKIE», а также несколько букв ниже названия ABD, обозначающих порт его приписки, город Абердин в Великобритании. Затонувшее судно идентифицировано как «Агнес Блейки» после обнаружения корабельной рынды с названием корабля - «AGNES BLAIKIE» ABD.

Корабельная рында с названием корабля - «AGNES BLAIKIE» ABD. (по материалам сайта web.archive.org).

2010 год

Объект поставлен на государственный учет и является объектом подводного культурного наследия.

Судовладельцы и капитаны

George Thompson Junr., Aberdeen Line (1841)

W. Jenkins & Co (1849)

John Richardson, John Crow Richardson /Swansea Wales (30.06.1852)

Henry Dobson/81 Princess Street Bristol England (05.02.1853)

W. Dobbin (1852(?)

Jordison (1855)

Alex Duthie (1841)

Thomas Thomas (1852)

Richard Pernam (декабрь 1854 — март 1855)

Henry Hamden (март 1855 — май 1855)

Фотоархив

Барк «Агнес Блейки». Изображение взято в открытом доступе (по материалам сайта dzen.ru)

Барк «Агнес Блейки». Изображение взято в открытом доступе (по материалам сайта dzen.ru)

Фото: Оксана Истратова

Фото: Оксана Истратова

Фото: Оксана Истратова

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Фото из открытого доступа по материалам сайта alpha-sport.ru.

Тактико-технические характеристики

5,12 метров

глубина трюма

1841 год

спуск на воду

381 тонна

тоннаж

12 человек

команда

Даты в истории:

Спуск

Октябрь. Спущен на воду.

Флот

Судно зафрахтовано Королевским флотом Великобритании.

Обнаружение

Обнаружение судна.

Наследие

Объект поставлен на государственный учет и является объектом подводного культурного наследия.

Фотогалерея

Агнес Блейки
картина
Агнес Блейки
рында
Исследования
на глубине
Исследования
на глубине
Исследования
на глубине
Исследования
на глубине
Исследования
на глубине