You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Буксир «СП-12». 3D-модель

Буксир «СП-12»

Морской буксир СП-12 был заложен в Севастополе в 1939 г., спущен на воду в начале 1940 г., вступил в строй в 01.08.1940 г.

Входил в состав судов обеспечения Черноморского флота. Работал в Севастопольском порту. Он обеспечивал корабли ЧФ в Севастопольском порту и считался высшим достижением отечественного буксиростроения.

В последние предвоенные дни буксир под командованием капитана Михаила Чересиза принимал участие в общефлотских учениях и вместе с эскадрой 21 июня возвратился в Севастополь.

22.06.1941 г. морской буксир СП-12 в 20 ч. 35 м., на внешнем рейде Севастопольской бухты, у Константиновского буя, при возвращении в бухту, проходил по фарватеру и, несмотря на то что внешний и внутренний рейды протралили, подорвался на германской неконтактной донной мине на траверзе бухты Карантинной и мгновенно затонул. Вышедший к месту гибели торпедный катер подобрал из воды 5 раненых. Погибло 26 человек, капитан буксира умер позже в госпитале.

Катастрофа подробно описана в архивных документах из Центрального военно-морского архива. Согласно Внесрочному донесению командующему флотом вице-адмиралу Ф. Октябрьскому, это произошло 22 июня 1941 г. в 20 часов 35 минут, на внешнем рейде Севастопольской бухты, у Константиновского буя, при волнении моря 4 балла. При возвращении в бухту по выполнении работ по уборке артиллерийских щитов по приказанию оперативного дежурного по штабу ЧФ (возвращался с Тендровского рейда, после участия в маневрах), проходил по фарватеру и, несмотря на то что внешний и внутренний рейды протралили, подорвался на германской неконтактной донной мине. Сразу характер повреждений установлен не был, откладывая это дело до подъема судна, который во время войны так и не состоялся.

В 1955 году останки буксира обследовали военные водолазы. В акте отмечено, что носовая и кормовая часть лежат без крена погрузившись в мягкий илистый грунт. Металлический набор надстройки видимых повреждений не имеет. Деревянные части изъедены, фок-мачта отсутствует, а грот мачта сломана у основания. Дымовая труба лежит на грунте по левому борту. А вот в акте обследования 1985 года уже отмечено, что кормовая часть корпуса не обнаружена - занесена илом. Носовая часть и надстройка практически полностью изъедены ржавчиной. Глубина залегания - 21 метр.

Погибло от катастрофы 26 человек команды буксира, и еще один умер позже в госпитале (по некоторым данным [23], это Иван Федорович Маруненко, но в архивных документах фамилии умершего пока не обнаружено, а старпом отмечен в общем списке). Ранено и контужено 4 человека (в т.ч. капитан буксира Михаил Чересиз), которые остались живы. Вышедший к месту гибели торпедный катер подобрал из воды этих пятерых раненых. По факту катастрофы велось расследование, результаты которого пока не найдены.

В 2018 году участниками экспедиции «Крымская кругосветка 2018» при участии Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации, Института востоковедения РАН, Севастопольского государственного университета место гибели судно было обследовано с использованием гидроакустического оборудования, подводных аппаратов и водолазами.

Тактико–технические данные

Водоизмещение: 680 т.

Размеры: длина - 39 м, ширина - 8,2 м, осадка - 3,5 м.

Скорость хода полная: 12 узлов.

Дальность плавания: 2600 миль.

Силовая установка: 800 л.с., 1 вал.

Экипаж: 31 чел.

Историческая справка

1939 год

Закладка судна в Севастополе

1940 год

Спущен на воду в начале 1940 г. 01.08.1940 г. вошел в состав Черноморского флота.

1941 год

В 20 ч. 35 м. 22.06.1941 г. морской буксир СП-12 на внешнем рейде Севастопольской бухты погиб.

1955 год

Останки буксира обследовали военные водолазы.

2018 год

Участники экспедиции «Крымская кругосветка 2018» при участии Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации, Института востоковедения РАН, Севастопольского государственного университета место гибели судно было обследовано с использованием гидроакустического оборудования, подводных аппаратов и водолазами.

Список личного состава морского буксира СП-12, погибших 22 июня 1941 г.

1. Андреев Владимир Александрович, 1922 г.р., кочегар, уроженец г. Николаев.

2. Акентьев Кирилл Вениаминович, 1920 г.р., машинист, уроженец г. Ленинград.

3. Бондаренко Леонтий Иванович, 1923 г.р., кочегар, уроженец г. Мариуполь.

4. Борц Матвей Яковлевич,1923 г.р., машинист, уроженец г. Мариуполь.

5. Балачевский Александр Сергеевич, 1913 г.р., машинист, уроженец г. Днепропетровск.

6. Герасимов Николай Семенович, 1923 г.р., матрос 2 класса, уроженец с. Покровское Рязанской области.

7. Година Иван Семенович, 1922 г.р., матрос 2 класса, уроженец с. Красное Знамя Николаевской области.

8. Дениско Алексей Сергеевич, 1922 г.р., кочегар 2 класса, уроженец с. Баштанка Николаевской области.

9. Еременко Петр Макарович, 1912 г.р., старший кочегар, уроженец с. Великая Лепетиха Днепропетровской области.

10. Николаев Александр Дмитриевич, 1918 г.р., второй механик, уроженец г. Севастополь.

11. Маруненко Иван Федорович, 1913 г.р., помощник капитана, уроженец с. Васильевка Винницкой области.

12. Корытцев Владимир Ермолаевич, 1914 г.р., машинист, уроженец г. Троицк Челябинской области.

13. Коваль Николай Иванович, 1921 г.р., матрос, уроженец с. Красное Николаевской области.

14. Ларионов Алексей Алексеевич, 1912 г.р., боцман, уроженец г. Одесса.

15. Машко Владимир Степанович, 1923 г.р., матрос, уроженец д. Альма-Тархан Бахчисарайского района Крымской АССР.

16. Мартынюк Михаил Григорьевич, 1923 г.р., матрос, уроженец д.Росишка Киевской области.

17. Ноздрачев Алексей Иванович, 1913 г.р., рулевой, уроженец с. Голая Пристань Николаевской области.

18. Полевой Василий Романович, 1896 г.р., помощник капитана, уроженец с. Башаровка Ровенской области.

19. Попов Николай Васильевич, 1911 г.р., старший механик, уроженец г. Севастополь.

20. Прилуцкий Николай Николаевич, 1912 г.р., радист, уроженец г.Киев.

21. Обориева Мария Михайловна. 1889 г.р., кок, уроженец г. Ростов-на-Дону.

22. Розанов Владимир Николаевич, 1907 г.р., кочегар, уроженец аула Гунаб Дагестанской области.

23. Селянин Андрей Иванович, 1917 г.р., машинист, уроженец д. Григорьевка Ивановской области.

24. Сосновский Борис Андреевич, 1923 г.р., кочегар, уроженец г. Мариуполь.

25. Шенкевич Феодосий Федорович, 1913 г.р., рулевой, уроженец с. Новоселовка Одесской области.

26. Швец Михаил Авраамович, 1909 г.р., помощник капитана, уроженец с. Старо-Сбуровка Николаевской области.

(по материалам статьи «Черноморский Флот: первые потери (июнь-июль 1941 г.) Бутовский А.Ю., Ткаченко С.Н.)

Фотоархив

Буксир СП-12 в море (по материалам газеты «СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ» от 24.06.2023. Автор Трафедлюк С.).

Буксир СП-12 в море (по материалам газеты «СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ» от 24.06.2023. Автор Трафедлюк С.).

Однотипный Буксир СП-10 на стоянке у причала Севморзавода (по материалам сайта forums.airbase.ru).

Место затопления буксира «СП-12» (По материалам Лебединского В.В.)

Буксир «СП-12» (по материалам Лебединского В.В.)

Сонограмма затонувшего буксира «СП-12». Буксир зафиксирован в точке 44.622052N 33.499115E на глубине 17м, грунт ил-песок, буксир разорван на несколько частей, центральная часть судна разрушена, отдельно лежит кормовая часть. (по материалам Лебединского В.В.).

Буксир СП-12 занятый буксировкой плавкрана (по материалам газеты «СЛАВА СЕВАСТОПОЛЯ» от 24.06.2023. Автор Трафедлюк С.)

Тактико-технические характеристики

680 тонн

водоизмещение

12 узлов

скорость хода

2600 миль

дальность

31 человек

команда

Даты в истории:

Закладка

Закладка судна в Севастополе.

Спуск

Спущен на воду в начале 1940 г. 01.08.1940 г. вошел в состав Черноморского флота.

гибель

В 20 ч. 35 м. 22.06.1941 г. морской буксир СП-12 на внешнем рейде Севастопольской бухты погиб.

Обследование

Останки буксира обследовали военные водолазы.

Фотогалерея

СП-12
в море
СП-12
в море
СП-10
однотипный
Место
затопления
СП-12
в море
Сонограмма
на грунте
Буксировка
плавкрана