You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Траулер «Одесский горсовет». 3D-модель

Траулер «Одесский горсовет»

Мобилизованный рыболовецкий траулер типа «Смена» принадлежало к многочисленному семейству небольших судов гражданской постройки типа «Смена», строившихся для использования в качестве рыболовецких траулеров в СССР в период с 1931 по 1940 гг. на судоверфях Мурманска, Ленинграда и Севастополя.

Судно представляло из себя рыболовецкий траулер-дрифтер с клепанным стальным корпусом с баком и ютом, со смешанной системой набора (6 поперечных переборок). Надстройка - стальная, однодечная с рубкой. Траулер был оснащен одной траловой лебедкой на 3 т, 2 грузовыми трюмами по 326 м3 и двумя грузовыми стрелами по 1,5 т. Основное предназначение судна - лов рыбы бортовым тралом в прибрежных водах.

Рыболовецкий траулер «Одесский горсовет» был построен в 1931 г. в Ленинграде на судостроительном заводе «Северная верфь», и поступил в распоряжение Одесского окружного треста химическо-соляной промышленности.

В 1940 г. он был передан Черноморскому государственному морскому пароходству для использования в качестве сухогрузного парохода.

С 12.05.1944 г. до 16.09.1944 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна.

Экипажу «Одесского Горсовета» предстояло выполнить не менее ответственное задание, которое заключалось в перевозке мешков муки голодающим жителям Анапы. Неизвестно, сколько успешных рейсов удалось сделать команде этого сравнительно небольшого рабочего судна. Также участвовало в эвакуации советских войск из Крыма в 1942 году.

Неизвестны и многие другие подробности, например, дата и время гибели (историки ограничиваются формулировкой «зима 1942 г.»), причина затопления (существуют две основных версии: авианалёт и торпедная атака). Часть экипажа судна после повреждения его врагом пересидела непогоду на борту, а часть поплыла к берегу на шлюпках и подручных средствах, при этом многие из них утонули в бурном прибое. Со слов старожилов посёлка Витязево, тела моряков были захоронены в братской могиле на пляже, поверх которой из камней была воздвигнута пирамида, на ней был закреплён спасательный круг судна. Сохранилась ли эта могила, неизвестно.

В настоящее время «Одесский Горсовет» лежит на глубине 5-6 метров в 290 метрах от береговой линии поселка Витязево. Ныряльщики могут увидеть сохранившиеся на судне машинное отделение и трюм, якорь, механизм тросовой лебедки, надстройку полубака, грузовую палубу, трехлопастный винт и внушительное перо руля. Поверхность сухогруза покрыта водорослями и раковинами мидий. Сохранились внутренние помещения носового полубака: умывальная комната, кафельный пол коридора, умывальники, некоторые двери. Полностью отсутствует надстройка судна, ее элементы лежат по правому борту. В районе носовых трюмов корпус судна сильно поврежден с обоих бортов, видимо, взрывом торпеды. Часть корпуса и надстройка опутаны рыбацкими сетями, само местонахождение сухогруза отмечено небольшим буем. Расстояние до поверхности воды от высшей точки корабля составляет 0,8 метра.

Координаты местонахождения судна - 44°59'N 37°14'E.

В 2021 году воспитанники военно-спортивного клуба MixAir совершили погружение к кораблю под руководством опытных инструкторов. Они установили памятный знак под водой и памятный венок.

Тактико–технические данные

Водоизмещение: 557 т.

Размеры: длина - 49,53 м, ширина - 9 м, осадка - 4,23 м.

Скорость полного хода: 9 узлов.

Силовая установка: котломашинная, 650 л.с., 1 вал.

Экипаж: 41 чел.

Историческая справка

1931 год

Траулер «Одесский горсовет» в Ленинграде на судостроительном заводе «Северная верфь» и поступил в распоряжение Одесского окружного треста химическо-соляной промышленности.

1940 год

Траулер «Одесский горсовет» был передан Черноморскому государственному морскому пароходству.

1941-1942 года

Траулер «Одесский Горсовет» принимал участие в боевых действиях на ЧФ. Зима 1942 г. возможная дата гибели судна.

2021 год

Установка памятного знака на месте гибели судна.

Фотоархив

Эскиз положения траулера «Одесский Горсовет» на дне (по материалам сайта stardiving.ru).

Эскиз положения траулера «Одесский Горсовет» на дне (автор Алексей Вартанян по материалам сайта bloknotanapa.ru)

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево (по материалам сайта по материалам сайта bloknotanapa.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево (по материалам сайта по материалам сайта bloknotanapa.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево (по материалам сайта по материалам сайта bloknotanapa.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево (по материалам сайта по материалам сайта bloknotanapa.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево (по материалам сайта по материалам сайта globalscuba.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево. Якорь судна (по материалам сайта по материалам сайта globalscuba.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево. Орудие судна (по материалам сайта по материалам сайта globalscuba.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево. Орудие судна (по материалам сайта по материалам сайта globalscuba.ru).

Затонувшее судно «Одесский Горсовет» в районе Витязево. Нос судна (по материалам сайта по материалам сайта aqua-globus.ru).

Тактико-технические характеристики

557 тонн

водоизмещение

9 узлов

скорость хода

650 л.с.

мощность

41 человек

команда

Даты в истории:

Постройка

Траулер «Одесский горсовет» в Ленинграде на судостроительном заводе «Северная верфь» и поступил в распоряжение Одесского окружного треста химическо-соляной промышленности.

Передача

Траулер «Одесский горсовет» был передан Черноморскому государственному морскому пароходству.

ВОВ

Траулер «Одесский Горсовет» принимал участие в боевых действиях на ЧФ. Зима 1942 г. возможная дата гибели судна.

Память

Установка памятного знака на месте гибели судна.

Фотогалерея

Эскиз
на дне
Эскиз
на дне
Судно
р-н Витязево
Судно
р-н Витязево
Судно
р-н Витязево
Судно
р-н Витязево
Судно
р-н Витязево